вторник, 13 сентября 2016 г.

А что делать с лесом расположенном на сельскохозяйственного назначения





Лес на землях сельскохозяйственного назначения: правовой анализ ситуации.


Лес на землях сельскохозяйственного назначения: правовой анализ ситуации.


Лес на землях сельскохозяйственного назначения: правовой анализ ситуации.


В связи с «развалом» колхозов и других сельскохозяйственных организаций, обрабатываемые ими ранее земли начали зарастать, закустариваться, что является общеизвестным фактом. Выделяемые в счет земельных долей участки скорее похожи на молодой лес, чем на поле сельскохозяйственного назначения и не являются пригодными для использования по целевому назначению, а точнее, нет такого вида сельскохозяйственной деятельности, который мог бы осуществлять крестьянин на таком участке с учетом его состояния.


Учитывая санкции КоАП РФ за неиспользование земельного участка или использование его не в соответствии с его целевым назначением, перед новым собственником земельного участка возникает дилемма: либо оплачивать штрафы за неиспользование и ждать изъятия участка в государственную или муниципальную собственность, либо проводить мероприятия по расчистке участка.


Крестьянин скорее выберет вариант расчистки, чем допустит изъятие своей земли государством…возникает вопрос: «Как на законном основании провести расчистку? Если для этого нужна вырубка древесной растительности, то с какими органами необходимо проводить согласование ее проведения?».


В соответствии со ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.


В соответствии со ст. 260-261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209), так как сельхоз земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.


Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.


Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (ст. 261 ГК РФ).


В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.


Согласно данным положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка, не запрещено законом.


Таким образом, встает вопрос: имеет ли собственник право использовать деревья, находящиеся на его участке ? Согласно положениям ст. 209, 260, 261 ГК РФ – может. На древесно-кустарниковую растительность, произрастающую на земельном участке, распространяются те же права, что и на земельный участок.


Так же встает вопрос: Свидетельство о праве собственности на земельный участок будет свидетельствовать о праве собственности на древесно-кустарниковую растительность?


Для подтверждения легальности распоряжения древесиной, изъятой с земельного участка, необходимо следующее:


1. Произвести оценку количества и породного состава древесины;


2. Получить акт оценки количества и породного состава древесины с указанием идентифицирующих признаков земельного участка, подлежащего расчистке.


За оценкой необходимо обращаться в территориальное лесничество, которое через уполномоченный орган (ГУП) осуществит такую оценку. Оценка – платная.


На основании вышесказанного следует, что свидетельство о праве собственности на земельный участок и акт оценки будут являться документами, подтверждающими право собственности на древесно-кустарниковую растительность.


Таким образом, получив необходимые документы, можно сделать вывод, что собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения может заняться выращиваем и продажей так называемого «делового леса». Но не все так просто.


Когда необходимо расчистить земельный участок с/х назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного Кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.


Лесным законодательством не предусмотрена возможность заготовки древесины собственником земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», на котором она произрастает.


В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.


В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода в сельхоз производство, а также выполняя обязанность по защите земельного участка от зарастания, собственнику нужно проводить вырубку, раскорчевку и распашку всего земельного участка без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.


Вопросы проведения расчистки заросшего земельного участка сельскохозяйственного назначения . использования «делового леса», выросшего на участке, а так же его реализации не регламентированы законодательством. В связи с чем, можно сделать вывод, что собственник может использовать вырубленную древесно-кустарниковую растительность по своему усмотрению.


Остались вопросы? Задайте их здесь "Вопрос-ответ"



Некоторые особенности правового регулирования лесов (лесных насаждений), расположенных на землях различных категорий


(Воронцова А. А.) ("Экологическое право", 2012, N 5) Текст документа


НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЕСОВ (ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ), РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ЗЕМЛЯХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ


А. А. ВОРОНЦОВА


-------------------------------- Vorontsova A. A. Some peculiarities of legal regulation of forests (forest plantings) located on the lands of various categories.


Воронцова А. А. доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.


В статье рассмотрены проблемы правового регулирования лесов, расположенных на различных категориях земель.


Ключевые слова: лес, лесное законодательство, лесные отношения, лесные насаждения, категории земель.


The article considers the problems of the legal regulation of the forests growing on different categories of lands.


Key words: forest, forest legislation, forest (legal) relations, forest plantings, categories of lands.


Согласно позиции Федерального агентства лесного хозяйства, леса (с юридической точки зрения) могут произрастать только на землях, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ): землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях населенных пунктов (городские леса) и землях особо охраняемых природных территорий. Такой же подход к толкованию данного в современном лесном законодательстве понятия леса высказывается многими авторами. -------------------------------- См. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278. См. напр. Крассов О. И. Земельное право: Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. М. Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 500 - 504. В указ. соч. О. И. Крассов высказывает позицию, что леса могут произрастать, помимо земель лесного фонда, только на землях безопасности и населенных пунктов (с. 504).


Вместе с тем законодательство допускает нахождение лесов на землях других категорий, помимо категории земель лесного фонда, основным целевым назначением которых является ведение на этих землях лесного хозяйства. ЛК РФ определяет, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ст. 6). При этом использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением тех земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. В соответствии с целевым назначением земель должно осуществляться и использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, которые располагаются на землях определенной категории. Допуская возможность нахождения лесов на землях иных категорий, помимо земель лесного фонда, законодательство не определяет достаточно четко, на землях каких именно категорий могут располагаться леса. Землями сельскохозяйственного назначения согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. -------------------------------- См. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.


В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Таким образом, земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную их часть составляют сельскохозяйственные угодья, т. е. земли, используемые как средство производства. Согласно ч. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования их в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашни; сенокосы; пастбища; земли, занятые многолетними насаждениями; залежи. -------------------------------- Постановление Федеральной службы государственной статистики от 20 декабря 2007 г. N 104 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса" определяет состав сельскохозяйственных угодий как: пашни - земли, используемые для посевов и паров; залежи; многолетние насаждения - земли, занятые плодово-ягодными насаждениями, виноградниками, тутовыми насаждениями, чаем, хмелем и др.; сенокосы - земли, используемые в основном для получения сена; пастбища - земли, предназначенные для пастьбы скота.


Другая разновидность сельскохозяйственных земель - земли, которые используются как пространственный территориальный базис для размещения внутрихозяйственных дорог, коммуникаций. На них могут быть расположены водные объекты, постройки и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, т. е. объекты недвижимости, непосредственно обслуживающие нужды сельского хозяйства. Допуская возможность нахождения на землях сельскохозяйственного назначения лесов, законодатель использует термин "лесные насаждения". Помимо этого термина в нормативных правовых актах, документах исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления употребляются термины: "лесные площади", "многолетние насаждения", "растения". При этом значительная часть земель сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий, - это фактически земли, покрытые лесом. По данным Доклада Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в числе земель сельскохозяйственного назначения многолетние насаждения занимают 1,1 млн. га (из 1709,8 млн. га), что составляет 0,4%; лесные площади - 39,4 млн. га, или 9,8%; лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, - 19,5 млн. га, или 4,8%. т. е. не менее 15% земель сельскохозяйственного назначения покрыты лесом (лесными/многолетними насаждениями). -------------------------------- См. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. М. ФГНУ "Росинформагротех", 2010. 100 с.


Особый вид лесных насаждений - системы защитных лесных насаждений - создается при мелиоративных мероприятиях. Согласно Федеральному закону "О мелиорации земель" государственные мелиоративные системы - мелиоративные системы, находящиеся в государственной собственности и обеспечивающие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и противопаводковую защиту, а также противоэрозионные и пастбищезащитные лесные насаждения, которые необходимы для обеспечения государственных нужд. -------------------------------- См. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 142.


Один из типов мелиорации земель - агролесомелиорация состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К агромелиорации относятся следующие виды мелиорации земель: противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбищезащитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. Анализ законодательства показывает, что на землях сельскохозяйственного назначения могут находиться лесные насаждения, защитные лесные насаждения, лесные площади, многолетние насаждения, растения. Термин "леса" в отношении земель сельскохозяйственного значения не применяется. Землями населенных пунктов, согласно ст. 83 ЗК РФ, признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Земли населенных пунктов в пределах административных границ подразделяются на соответствующие территориальные зоны, которые выделяются в результате территориального (градостроительного) зонирования. Земельные участки, занятые городскими лесами, ЗК РФ относит к рекреационным зонам. ЛК РФ прямо предусматривает возможность нахождения лесов на землях населенных пунктов - городских лесов. На землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, согласно ст. 23 ЛК РФ, располагаются лесничества и лесопарки и, соответственно, осуществляется установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Городские леса, согласно ст. 102 ЛК РФ, относят к защитным лесам. Помимо городских лесов на землях населенных пунктов могут находиться и другие виды защитных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (в случаях, когда особо охраняемая природная территория находится в границах населенного пункта); леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны; лесопарковые зоны и др. (ст. 102 - 105 ЛК РФ). Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения согласно ст. 87 ЗК РФ признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на подкатегории, правовой режим каждой из которых имеет свои особенности. Лесной кодекс Российской Федерации прямо предусматривает возможность нахождения лесов (на землях указанной категории) только на землях обороны и безопасности. Леса, расположенные на землях обороны и безопасности, согласно ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации по целевому назначению могут быть отнесены к защитным лесам, т. е. к лесам, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. На землях обороны и безопасности располагаются лесничества и лесопарки, осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, в том числе проектирование лесных участков, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. Объектами лесоустройства в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, являются военные лесничества (лесопарки) и лесные участки, закрепленные в установленном порядке за федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере обороны и безопасности. Минимальная площадь лесов, при которой необходимо проведение лесоустройства в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, - 200 га. -------------------------------- См. Лесоустроительная инструкция (утв. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 31). Гл. VIII // БНА ФОИВ. 2008. N 28.


В лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, может быть ограничено право общего лесопользования: запрещено или ограничено пребывание граждан (ст. 11 ЛК РФ). Закрепление лесов, расположенных на землях обороны, т. е. передача с целью использования для обеспечения нужд обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны регламентировалось Постановлением Правительства Российской Федерации "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны". -------------------------------- См. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 758.


Закрепление лесов осуществлялось на основе данных государственного кадастра недвижимости и государственного лесного реестра об участках земель обороны, о расположенных на них лесах и об использующих эти земли и леса организациях федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны. На федеральный орган исполнительной власти по вопросам обороны возлагалась организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету. При этом порядок ведения лесного хозяйства, а также порядок использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны, определялся в соответствии с лесным законодательством. -------------------------------- Необходимо отметить, что данный нормативный правовой акт применяется в части, не противоречащей ЗК РФ, ЛК РФ и др.


Постановлением Правительства Российской Федерации N 176 утверждены Правила передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования. -------------------------------- См. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2006 г. N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования" // СЗ РФ. 2006. N 15. Ст. 1613.


Помимо земель обороны и безопасности, леса могут произрастать и на других видах земель промышленности и иного специального назначения: например, на землях транспорта - на границах охранных зон железных дорог - леса, выполняющие функции защитных лесонасаждений, в том числе леса в поймах рек и вдоль поверхностных водных объектов, и леса, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность железнодорожных путей. -------------------------------- См. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" // СЗ РФ. 2006. N 42. Ст. 4385.


Кроме того, в соответствии со ст. 25 ЛК РФ выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и гидротехнических сооружений, а также строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи и трубопроводов являются видами использования лесов и могут осуществляться как с переводом. так и без перевода соответствующих земель (в том числе лесных, т. е. покрытых лесом) в категорию земель промышленности и иного специального назначения. Таким образом, после осуществления такого перевода земель лесного фонда, покрытых лесом (лесной растительностью), в земли промышленности и иного специального назначения лес остается на землях измененной категории. -------------------------------- Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлены исключительные случаи перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий: организация особо охраняемых природных территорий; установление или изменение границы населенного пункта; размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; создание туристско-рекреационных особых экономических зон. Земли лесного фонда, занятые эксплуатационными или резервными лесами, или земельные участки в составе таких земель переводятся в земли других категорий на общих основаниях.


Согласно ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Необходимо проводить различия между лесами, произрастающими на землях особо охраняемых территорий и объектов как самостоятельной категории земель, и лесами, находящимися на особо охраняемых территориях на землях других категорий. Леса, расположенные на землях особо охраняемых территорий и объектов, согласно ст. 10 ЛК РФ по целевому назначению могут быть отнесены к защитным лесам. Правовой режим лесов, расположенных на землях особо охраняемых территорий и объектов, регулируется ст. 102 - 107 ЛК РФ. На землях особо охраняемых территорий и объектов располагаются лесничества и лесопарки, осуществляются установление расчетной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, лесоустройство осуществляется с учетом функционального зонирования и правового режима особо охраняемых природных территорий. Проектирование границ данной категории защитных лесов осуществляется в соответствии с принятыми решениями органов государственной власти или местного самоуправления об организации особо охраняемых природных территорий. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. -------------------------------- См. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" // БНА ФОИВ. 2007. N 38.


К землям лесного фонда согласно ст. 101 ЗК РФ относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Лесоустроительная инструкция, устанавливающая требования к составу, методам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях населенных пунктов, землях обороны и безопасности и на землях особо охраняемых природных территорий. раскрывает понятие земель, покрытых лесной растительностью, и земель, не покрытых лесной растительностью. -------------------------------- См. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 6 февраля 2008 г. N 31 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" // БНА ФОИВ. 2008. N 28.


К землям, покрытым лесной растительностью, согласно Инструкции относятся: - земли, занятые лесными насаждениями естественного и искусственного происхождения с полнотой 0,4 и выше в возрасте молодняков и с полнотой 0,3 и выше в возрасте, превышающем возраст молодняков; - земли, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства (прутяных и высокотаннидных ив, орехоплодных, технических культур); - плантации лесных древесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для химической переработки (учитываются как лесные насаждения искусственного происхождения - лесные плантационные культуры). К землям, не покрытым лесной растительностью, относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует или которая по общему показателю полноты, сомкнутости крон или количеству экземпляров древесных растений не позволяет отнести эти участки к покрытым лесной растительностью землям. Земли лесного фонда занимают наибольшую площадь по сравнению с землями всех остальных категорий - 1106,5 млн. га, или 64,7% от общей площади земель в Российской Федерации. -------------------------------- По данным Доклада Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "О состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения" 2010 г.


ЛК РФ прямо закрепляет, что леса располагаются на землях лесного фонда (ст. 6 и др.). При этом необходимо отметить, что ЗК РФ связывает определение земель лесного фонда не с наличием на этих землях лесов, а с наличием лесной растительности (ст. 102). К землям водного фонда в соответствии со ст. 102 ЗК РФ относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, по определению леса располагаться не могут. Согласно Федеральному закону "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. -------------------------------- См. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3589.


Территория гидротехнического сооружения согласно указанному Федеральному закону - земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством. Если эти участки граничат с водным объектом, то водоохранная зона такого водного объекта будет находиться на этом земельном участке, а соответственно, могут произрастать и защитные леса водоохранных зон. Водным кодексом Российской Федерации определено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством (ст. 63). -------------------------------- См. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.


Отнесение лесов к лесам, расположенным в водоохранных зонах, может не производиться, если водные объекты и прилегающие к ним леса расположены на особо охраняемых природных территориях, в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, в зеленых зонах, лесопарках, в черте городских поселений, в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах, орехово-промысловых зонах. -------------------------------- См. п. 17 Лесоустроительной инструкции.


Также возможно нахождение на территории гидротехнических сооружений запретных полос лесов, расположенные вдоль водных объектов, нерестоохранных полос лесов, берегозащитных и почвозащитных участков лесов, расположенных вдоль водных объектов. Таким образом, на землях водного фонда законодательно не предусмотрена возможность нахождения лесов: на землях, покрытых поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, леса находиться не могут, в то же время леса могут находиться на землях, занятых гидротехническими и иными сооружениями на водных объектах, которые отнесены к категории земель водного фонда. К землям запаса согласно ст. 103 ЗК РФ относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий и на них допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. а также иных предусмотренных федеральными законами случаев. -------------------------------- См. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3735. Исходя из специфики земель запаса, можно сделать вывод, что речь идет об использовании лесов в общедоступных охотничьих угодьях без предоставления лесных участков в соответствии со ст. 11 ЛК РФ (см. ст. 36 ЛК РФ).


Законодательство не отрицает возможности нахождения на землях запаса лесов, в то же время ни в одном нормативном правовом акте не упоминается прямо, что леса могут находиться на землях запаса. Следовательно, для таких категорий земель, как: земли лесного фонда, земли населенных пунктов, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (точнее, земли обороны и безопасности), законодательно прямо предусмотрена возможность расположения лесов. Для остальных категорий земель такая возможность допускается исходя из общей предпосылки ст. 6 и главы 15 ЛК РФ, а также нормативных правовых актов, устанавливающих элементы правового режима отдельных категорий земель. При этом на землях всех иных категорий, кроме земель лесного фонда, могут находиться только защитные леса. Необходимо отметить, что ранее древесно-кустарниковая растительность (нелесная растительность), произрастающая на: землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях городских и сельских поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий, отграничивалась от леса, не включалась в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд. -------------------------------- См. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ. Ст. 11 // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610 (утратил силу).


Особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта, водного фонда, а также на полосах отвода автомобильных дорог и каналов, с учетом специального предназначения регулировались отдельной главой ЛК РФ 1997 г. (гл. 19). После вступления в силу ЛК РФ 2006 г. древесно-кустарниковая растительность может быть признана лесом - защитными лесами или лесными насаждениями, защитными лесными насаждениями. Общие положения правового режима защитных лесов закреплены в ст. 102 - 106 ЛК РФ. Бывшая древесно-кустарниковая растительность может именоваться лесными насаждениями, защитными лесными насаждениями, если она произрастает на землях сельскохозяйственного назначения (ст. 77, 78, 82 ЗК РФ). Кроме того, любые деревья, кустарники и иные растения, не являющиеся лесными насаждениями и произрастающие на иных, кроме указанных выше, землях, признаются просто растениями, что вытекает из содержания ч. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правовой режим деревьев, кустарников и иных растений, не являющихся лесными насаждениями, в законодательстве не урегулирован. -------------------------------- См. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.


Основная проблема в установлении того, может ли быть признана совокупность растительности, произрастающей на определенной территории, лесом, состоит в том, что определения понятия леса, корректного с юридической точки зрения, на сегодняшний день в законодательстве не существует. Понятие леса не определено достаточно четко и не отграничено от таких смежных понятий, как "лесные насаждения", "лесная растительность", "лесные площади", "деревья, кустарники и лианы, не входящие в лесной фонд", "растения" и проч. Приведенный анализ действующего законодательства показывает, что статус лесов, произрастающих на землях, помимо указанных в ст. 23 ЛК РФ, юридически не определен. С точки зрения законодателя, эти леса не являются лесами и, следовательно, не являются объектом лесных отношений. Соответственно, вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства этих лесов практически не урегулированы. Существует объективная необходимость в четком законодательном определении понятия леса и разграничении таких терминов, как "лес", "лесные насаждения" и "лесная растительность", а также установлении, на землях каких категорий могут располагаться леса. При этом необходимо определить статус защитных лесов, произрастающих на землях, на которых не проводится лесоустройство.



«Лес» на землях сельскохозяйственного назначения


4 июля 2013


«Лес» на землях сельскохозяйственного назначения: правовой анализ ситуации.


В связи с «развалом» колхозов и других сельскохозяйственных организаций, обрабатываемые ими ранее земли начали зарастать, закустариваться, что является общеизвестным фактом. Выделяемые в счет земельных долей участки скорее похожи на молодой лес, чем на поле сельскохозяйственного назначения, и не являются пригодными для использования по целевому назначению, а точнее нет такого вида сельскохозяйственной деятельности, который мог бы осуществлять крестьянин на таком участке с учетом его состояния.


Учитывая санкции АПК РФ за неиспользование земельного участка или использование его не в соответствии с его целевым назначением, перед новым собственником земельного участка возникает дилемма: либо оплачивать штрафы за неиспользование и ждать изъятия участка в государственную или муниципальную собственность либо проводить мероприятия по расчистке участка.


Крестьянин скорее выберет вариант расчистки, чем допустит изъятие своей земли государством…возникает вопрос: «Как на законном основании провести расчистку? Если для этого нужна вырубка древесной растительности, то с какими органами необходимо проводить согласование ее проведения?».


В соответствии со ст. 77-78 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.


В соответствии со ст. 260-261 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.


Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.


Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.


В соответствии с п. 2 ст. 132 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.


Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.


Согласно данным положениям ГК РФ собственник земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения имеет право использовать данный участок для ведения сельскохозяйственного производства. С этой целью может произвести вырубку, раскорчевку участка для введения его в сельскохозяйственное производство, если использование деревьев, находящихся на поверхности участка и неразрывно с ним связанных, не запрещено законом.


Таким образом, встает вопрос: имеет ли собственник право использовать находящиеся на его участке деревья?


Согласно положениям ст. 132, 260, 261 ГК РФ – может. Если рассматривать находящиеся на участке деревья, кустарники с точки зрения Лесного кодекса, то согласно ст. 6 леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.


Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.


Таким образом, действие лесного законодательства распространяется на все отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. В соответствии со ст. 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.


Понятие леса, приведенное в ст. 5 ЛК РФ дает нам основание рассматривать лес как экологическую систему или как природный ресурс.


Таким образом, для того, чтобы применять к деревьям и кустарникам, растущим на землях сельскохозяйственного назначения, положения лесного законодательства необходимо признать данные деревья и кустарники экологическим комплексом или природным ресурсом – лесом. Такое признание должно быть закреплено компетентным органом в соответствующем акте. На мой взгляд, применение положений лесного законодательства к деревьям и кустарникам, произрастающим на зарегистрированном земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения возможно только после вступления в силу акта, закрепляющего признание таких деревьев и кустарников лесом. Перевод такого участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли лесного фонда» возможно только после принятия и вступления в силу такого акта.


Учитывая положение ст. 6 ЛК РФ, после признания деревьев и кустарников, произрастающих на земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения, лесом, использование леса должно осуществляться в соответствии с категорией и целевым назначением участка, на котором он располагается, т. е. для ведения сельскохозяйственного производства, что нелогично.


В соответствии с положениями ст. 13 ЗК РФ собственник обязан защищать земельный участок от зарастания. Основываясь на положениях ГК РФ и ЗК РФ, в части отсутствия регулирования данного вопроса ЛК РФ (ст. 3 ЛК РФ) собственник земельного участка вправе использовать деревья и кустарники, не отнесенные к защитным и другим категориям лесов, в том числе произвести вырубку, раскорчевку.


При этом рубка деревьев и правила ее проведения регламентированы только лесным законодательством. Так, в соответствии со ст. 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.


Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.


В случае проведения мероприятий, необходимых для ввода в сельхоз производство, нужно проводить вырубку, раскорчевку и распашку всего земельного участка без сохранения отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.


В соответствии со ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов, в соответствии со ст. 25 использование лесов может быть для заготовки древесины.


Право собственности на древесину как на лесные ресурсы в соответствии с гражданским законодательством приобретают граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьей 25 ЛК РФ.


В соответствии со ст. 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.


Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.


Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.


Таким образом, к ситуации, когда необходимо расчистить земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения от древесной и кустарниковой растительности с целью ввода его в сельскохозяйственный оборот, не могут применяться положения Лесного кодекса РФ о заготовке древесины, так как она может производиться только в эксплуатационных и защитных лесах на основании договоров аренды лесных участков.


Лесным законодательством не предусмотрена возможность заготовки древесины собственником земельного участка из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», на котором она произрастает, что подтверждает вывод о необходимости применения в этом случае положений ГК РФ и ЗК РФ, по аналогии закона, возможность применения которых предусмотренных ст. 3 ЛК РФ.


В соответствии со ст. 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности) в случае предоставления лесных участков на основании договоров аренды этих лесных участков.


Существует Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 406 «О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которое регулирует правила заключения договора купли-продажи только на лесные насаждения и только на те из них, которые расположены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что еще раз подтверждает абсурдность ситуации: гражданин на законном основании стал владельцем не только земельного участка, но и древесной растительности, которую в некоторых случаях можно отнести к деловому лесу, но участок по назначению он использовать не может, за что платит штраф, а причину неиспользования устранить не в силах, так как нет предусмотренного законом механизма расчистки участка.


Оправдано ли с точки зрения юридической техники использование формулировки «залесенность» к неиспользуемым землям сельскохозяйственного назначения? Скорее законодатель имел в виду необразование на сельскохозяйственном участке экологического комплекса (системы) - леса, а зарастание участка древесной растительностью, что делает его похожим на лес, но нормативного акта о признании такого участка лесом не существует.


В таком случае встает вопрос о необходимости законодательной регламентации порядка ввода в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земельных участков, мероприятий, проведение которых необходимо для восстановления продуктивности почв и возможности использования участка в соответствии с его целевым назначением.


Но и в этом случае порядок проведения оценки степени зарастания, рассмотрения заявок на включение в программу, механизм самого включения в программу, и дальнейшие мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения не разработан должным образом.


В ст. 5 ФЗ «О мелиорации» предусмотрен такой тип мелиорации как культуртехническая. которая в соответствии со ст. 8 Закона состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.


Этот тип мелиорации земель подразделяется на следующие виды мелиорации земель:


- расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности. кочек, пней и мха;


- проведение иных культуртехнических работ.


При этом в данном законе говориться, что мелиорация может проводиться по инициативе граждан-собственников участка, если ее проведение соответствует плану мелиорации и существующим программам по ее проведению.


При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.


В соответствии с положениями закона (ст. 25) мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями, с учетом строительных, экологических, санитарных и иных стандартов, норм и правил.


Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.


При этом статьей 36 закона предусматривается возможность финансирования культуртехнической мелиорации земель за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств собственников, владельцев и пользователей земельных участков.


В связи с вышеприведенными положениями возникает вопрос: Целесообразно ли проведение культуротехнической мелиорации земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» и каков порядок ее проведения в отношении конкретного земельного участка с целью введения его в сельскохозяйственный оборот?


Министерство сельского хозяйства и Управления природными ресурсами и защиты окружающей среды разъясненили. что древесная растительность, произрастающая на землях сельскохозяйственного назначения не относиться к ведению Департаментов лесного комплекса регионов и данные вопросы должны быть разъяснены Министерством сельского хозяйства .


При этом существует практика, по которой в случае вырубки древесины на землях сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственной организации на древесину выдается справка самой организацией о том, что древесина произрастала на землях сельскохозяйственного назначения. Такого рода справка может выдаваться и территориальным подразделением Министерства сельского хозяйства в соответствующем районе. Но юридическая природа данной справки не отражена в законодательстве.


Таким образом, в законодательстве отсутствует регламентация вопросов введения в сельскохозяйственный оборот заросшего земельного участка, проведения его расчистки, рекультивации, использования собственником делового леса, выросшего на его участке, вопросы его реализации с целью получения средств для введения в сельскохозяйственный оборот участков.



Правовой режим и особенности земель сельскохозяйственного назначения


Земли сельскохозяйственного назначения - это земли, которые расположены за пределами населенных пунктов, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства. Согласно действующему законодательству они могут использоваться в следующих формах:



  • для ведения сельскохозяйственного производства;

  • для других целей, которые включают: личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, огородничество, садоводство, животноводство, дачное строительство.


Общий правовой режим для них заключается в предоставлении земельных участков непосредственно для сельскохозяйственных целей.


Земли сельскохозяйственного назначения следует отличать от земель сельскохозяйственного использования. Последние включают в себя земельные угодья, которые могут относиться и к другим категориям, в частности, земли несельскохозяйственных предприятий или государственного лесного фонда, переданных во временное пользование для сельскохозяйственных целей гражданам и сельхозпредприятиям.


Непосредственно земли сельскохозяйственного назначения обслуживают цикл выращивания сельскохозяйственной продукции, включая земли, занятые складами, административными зданиями, дорогами и другими элементами инфраструктуры.


Следует отметить две особенности правового режима:



  1. Приоритетное положение земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым пригодные для сельскохозяйственных нужд земли предоставляются прежде всего в сельскохозяйственных целях, а для несельскохозяйственных нужд предоставляются земельные участки, имеющие несельскохозяйственное назначение, не пригодные для ведения сельского хозяйства или сельскохозяйственные земли худшего по кадастровой оценке качества. Законом предусмотрена охрана от необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота.

  2. Не все без исключения земли, которые пригодны для сельскохозяйственных нужд, могут использоваться непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, например, существуют ограничения по использованию земель в заповедных зонах.


Виды разрешенного использования


Правовой режим всех земель, в том числе и сельскохозяйственного назначения, определяется их категорией и видом разрешенного использования, определенном на основе зонирования территорий.


Для земель сельскохозяйственного назначения установлены 6 групп:



  1. Земли сельскохозяйственного назначения. пригодные под сенокосы, пастбища, сельскохозяйственные угодья, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, многолетними насаждениями, каналами, водными объектами, а также отведенные для личного подсобного хозяйства (всего 11 видов разрешенного использования).

  2. Земли, которые малопригодны для пашни, но могут использоваться для выращивания некоторых технических культур. ягодников, винограда, чая, риса и др.

  3. Земли, занятые зданиями, сооружениями и строениями сельскохозяйственного назначения (коровник, свинарник, телятник, убойный цех, машинный двор, пилорама и др. - всего 17 видов разрешенного использования).

  4. Земли, занятые водными объектами и используемые в предпринимательских целях (разведение и ловля рыбы, и др.).

  5. Земли, на которых расположены леса.

  6. Прочие земли. в том числе болота, овраги, свалки, скотомогильники, нарушенные земли и иные земли, не вовлеченные в градостроительную деятельность.


Для конкретного земельного участка могут применяться такие виды разрешенного использования:



  • основные;

  • условно разрешенные;

  • вспомогательные, которые допускаются только в качестве дополнительных к основным или условно-разрешенным видам.


Оценка земель


Оценка таких земель производится на основе Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Данный документ не применяется для кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным объединениям.


Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков I-VI категорий:



  1. Формируется Перечень земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения.

  2. Определяются удельные показатели кадастровой стоимости данных земель на основе следующих действий:


  • определение перечня разновидностей почв и площадей, ими занимаемых;

  • определение перечня всех сельскохозяйственных культур, которые возможно выращивать для каждой почвенной разновидности;

  • выбор допустимых чередований посевов (севооборота);

  • определение нормативной урожайности для каждой сельскохозяйственной культуры;

  • определение рыночной цены по каждой сельскохозяйственной культуре;

  • расчет удельного валового дохода с 1 га для каждой сельскохозяйственной культуры;

  • определение удельных затрат на возделывание и уборку урожая сельскохозяйственных культур;

  • расчет удельного валового дохода на 1 га для каждого севооборота;

  • расчет удельных затрат на возделывание 1 га для каждого севооборота;

  • расчет удельных затрат на поддержание необходимого уровня плодородия почв;

  • расчет удельного показателя земельной ренты в разрезе севооборотов (прибыли предпринимателя);

  • определение максимального значения удельного показателя земельной ренты в разрезе почвенных разновидностей;

  • расчет коэффициента капитализации земельной ренты;

  • определение удельного показателя кадастровой делением удельного показателя земельной ренты на коэффициент капитализации по каждой почвенной разновидности;

  • расчет средневзвешенного удельного показателя кадастровой стоимости по всем почвенным разновидностям в составе земельного участка.



  • Рассчитывается кадастровая стоимость, как сумма произведений удельных показателей кадастровой стоимости земель групп I-VI и занимаемых этими землями площадей в пределах земельного участка.


  • Особенности аренды и купли-продажи


    Оборот земель сельскохозяйственного назначения – совокупность сделок, в результате которых возникают или прекращаются права на земельные участки. Принципиальной особенностью является исключение возможности предоставления юридическим лицам и гражданам земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности, что соответствует нормам Земельного кодекса.


    Особенностью правового регулирования договоров купли-продажи земельных участков сельхозназначения является законодательно закрепленное преимущественное право государственных или муниципальных органов власти на покупку продаваемого участка.


    Купля-продажа определяется такими факторами:



    • форма собственности на участок;

    • субъектный состав участников сделки;

    • вид разрешенного использования, и др.


    Продавец обязан известить высший исполнительный орган государственной власти о своем намерении продать участок в письменной форме. В извещении обязательно должна быть указана цена и другие существенные условия договора (расположение недвижимости на участке и др.), иначе условия договора не могут быть согласованы.


    Что касается особенностей договора аренды, то он может заключаться на срок не более 49 лет. Участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в аренду только резидентам РФ. Участки, принадлежащие частным лицам, могут сдаваться в аренду также иностранным субъектам и лицам без гражданства.


    Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другие формы


    В ряде случаев возникает необходимость изменения категории земли сельскохозяйственного назначения на другую форму. Обычно это связано с обеспечением активизации оборота земли, а также с ростом спроса на загородные поселки, коттеджи, и др.


    Однако при этом придется столкнуться с рядом законодательных ограничений, в соответствии с которыми изменение категории земель допустимо лишь в исключительных случаях, связанных с: консервацией земель, созданием заповедных или иных охраняемых государством территорий, изменением границ поселений, размещением промышленных объектов, включением непригодных для сельского хозяйства земель в состав лесного или водного фонда либо земель запаса, строительством дорог и иных сооружений и коммуникаций, выполнением международных обязательств, добычей полезных ископаемых, размещением объектов здравоохранения, социального и др. назначения.


    Перевод земель из состава сельскохозяйственных угодий в случае, когда их кадастровая стоимость на 50% более выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу, действующим законодательством не допускается. Также запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.


    Чтобы изменить категорию, собственник должен направить в местную администрацию ходатайство, в котором указывается:



    • кадастровый номер соответствующего земельного участка;

    • действующая и предполагаемая для перевода категории земли для данного участка;

    • обоснование для перевода участка в другую категорию.


    Также нужно провести государственную экологическую экспертизу о возможности такого изменения категории.


    В двухмесячный срок с момента поступления ходатайства уполномоченный орган принимает решение либо о переводе земельного участка в другую категорию, либо об отказе. Акт направляется заявителю в течение двух недель с даты его принятия.


    Переоформлять документы на земельный участок в случае изменения его категории не требуется.








    style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
    data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
    data-ad-slot="5736897066">

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий