четверг, 6 апреля 2017 г.

Аптечные наркотические таблы без рецепта





1 1 Основы охраны здоровья населения в Российской Федерации


1.3.2.2.1 Аптечный киоск. Аптечный пункт. Гомеопатическая аптека.


Особенности функционирования аптечного пункта и аптечного киоска.


Основы психологии управления.


Требования стандарта к устройству и оборудованию киоска.


Основные типы управления: авторитарный, демократический, либеральный.


Требования стандарта к устройству и оборудованию пункта.


Понятия фармацевтического менеджмента.


Основные положения по аптечному киоску.


Требования стандарта к устройству и оборудованию аптечного киоска.


Роль эмоций в общении.


Основные положения по аптечному пункту.


Индивидуально-психологические особенности человека.


При проверке деятельности аптечного киоска муниципального унитарного предприятия «Аптека №I», проводимой совместно инспекцией по защите прав потребителей, инспекцией по труду, комиссией по лицензированию фармацевтической деятельности и налоговой инспекцией, было установлено следующее:


1. На витрине были выставлены следующие препараты: алъ-магелъ-А, никодш, корипфар, панангии, саридон, лидаза, щрукал, мазь лориден-А, настойка пиона, муравьиный спирт, отипакс, маерказолил, димстрол а табл. но-шпа в табл. и ампулах, трава чистотела и др.


2. При проверке условий хранения обнаружено отсутствие холодильника, температура на месте хранения лекарства 23° С.


3. В киоске в тот день работал фармацевт. На просьбу предъявить документы, подтверждающие качество препаратов, фармацевт киоска ответила, что они есть, но хранятся в аптеке. На предложение предъявить


лицензию на фармацевтическую деятельность и сертификат специалиста ответ был тот же.


4. При проверке документов в аптеке выяснилось, что фармацевт не имеет сертификата специалиста, принята на работу по договору подряда.


5. В момент проведения проверки отключили электроэнергию, и фармацевт отпускала лекарства без пробивания чеков на кассовом аппарате.


Профессиональная задача.


Проведите анализ проверки; прокомментируйте результаты; установите нарушения. Обоснуйте нормативными документами .


Фармацевт аптечного пункта муниципального унитарного предприятия «Аптека N», совмещающая обязанности кассира, к связи с неисправностью кассового аппарата приняла наличные деньги за отпущенные лекарства, не выбивая кассовый чек. На аптеку был наложен штраф в 400-, кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда.


Профессиональная задача.


1. Оцените правомочность ли наложения штрафа на аптеку.


2. Укажите средства возможной выплаты таких штрафов (может ли аптека в случае наложения таких штрафов привлечь провизора к возмещению ущерба? Основание.)


3. Порядок применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением.


4. Должностные обязанности и ответственность фармацевта по приему рецептов и отпуску лекарств: требования к квалификации фармацевта.


5. Порядок приема товаров в аптечный пункт, сопроводительные документы, доку метальное оформление приема товаров.


6. Порядок сдачи и документальное оформление сдачи денежной выручки.


7. Учет товаров в мелкорозничной сети.


Общие положения о гомеопатической аптеке.


Производственная деятельность гомеопатической аптеки.


Порядок организации и функционирования гомеопатической аптеки.


Особенности функционирования гомеопатической аптеки.


Оборудование и оснащение гомеопатической аптеки.


Требования стандарта к устройству и оборудованию гомеопатической аптеки.


Посетитель аптеки попросил фармацевта дать ему консультацию по применению таблеток бромгексина, купленных в другой аптеке. Провизор отказался консультировать посетителя, предложил ему обратиться за консультацией в ту аптеку, в которой он купил препарат. Посетитель написал жалобу в «Книгу жалоб и предложений».


Ваше мнение:


1. Кто прав? Основана ли жалоба? Обязан ли фармацевт консультировать по вопросам применения лекарственных средств, купленных в другой аптеке?


2. Какую роль выполняет фармацевт на этой должности — торгового работника или работника здравоохранения?


3. Какова роль фармацевтического работника в охране здоровья граждан?


4. Какие законодательные и нормативные документы подтверждают принадлежность аптек к организациям здравоохранения или к торговым организациям?


5. Регламентирован ли перечень обязательной информации, предоставляемой покупателям при отпуске безрецептурных препаратов?


В аптеку обратился покупатель с просьбой об обмене купленного им неделю назад препарата апъмагелъ (флакон) 170млня альмагель-А и возврате денег за приобретенный месяц назад тонометр. Мотивировал это он тем, что привык к альмагель-А, а альмагель ему не помогает. Целостность флакона не нарушена. Тонометр, по его мнению, слишком дорогой.


Ваши действия на месте фармацевта отдела готовых форм.


Имеете ли вы право на удовлетворение претензий покупателя?


1. Какими законодательными и нормативно-правовыми актами вы будете руководствоваться при принятии решения в данной ситуации?


2. В каких случаях вы должны удовлетворить требование покупателя об обмене купленного в аптеке товара либо возврате денег за купленный ранее товар? Какие документы необходимо предоставить покупателю? Как документально оформить возврат товара и денежных средств за товар?


3. Правила продажи отдельных видов товара. Обязательная информация о товаре.


4. Особенности продажи лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.


1.3.3.1.1 Обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Закон РФ "О защите прав потребителей".


Требования ЛПУ, правила выписывания, оформления, хранения. Доверенность. Сроки действия доверенностей.


Специальный рецептурный бланк, форма, правила заполнения, хранение.


Правила выписывания рецептов.


Нормы единовременного отпуска лекарственных средств.


Формы рецептурных бланков, правила их выписывания.


Категории заболеваний, при которых лекарственные средства отпускаются бесплатно или льготно.


Категории населения, имеющие право на пакет социальных услуг в т. ч. льготный отпуск медикаментов.


В аптеку поступил рецепт для онкобольного Иванова Н. К. на лекарство следующего состава:


Pp. SoLPromedol2% lml


Вам, как фармацевту по приему рецептов и отпуску лекарств, следует провести фармацевтическую экспертизу рецепта, обосновывая это нормативными документами.


Профессиональная задача.


1. Требования к оформлению рецепта. К какой группе ЛС относят этот препарата с правовых позиций.


2. Укажите количество промедола которое можно отпустить по данному рецепту?


3. Срок действия рецепта, срок хранения рецепта в аптеке, его учет.


4. Порядок оформления допуска к работе с наркотическими лекарственными средствами.


5. Документальное оформление учета прихода и расхода наркотических средств.


Посетитель аптеки просит отпустить препарат «реланиум» (табл.) без рецепта. После отказа посетите устраивает скандал в кабинете заведующего аптекой.


Профессиональная задача.


1. Возможные действия заведующего аптекой и фармацевта согласно деонтологическим нормам, в данной ситуации.


2. Перечислите нравственные особенности фармацевтической профессии.


3. К какой группе по условиям отпуска относится этот препарат. Назовите нормативный документ.


4. Дайте понятие товара. Классификация аптечных товаров (назовите известные вам Перечни товар аптечного ассортимента, их назначение).


В аптеке участнику Великой Отечественной войны отказали в отпуске ЛС по бесплатному рецепту, объяснив это большой задолженностью ЛПУ перед аптекой за ЛС, отпущенные на льготных условиях.


1. Правомерность принятия аптекой такого решения.


2. Законодательные и иные нормативные акты, регламентирующие лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.


3. Группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых ЛС отпускаются на льготных условиях (бесплатно и с 50% скидкой в их оплате).


4. Особенности выписывания льготных рецептов. Порядок их оформления. Срок хранения в аптеке.


1.3.3.2.1 Обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.


Безрецептурный отпуск лекарственных средств.


Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных средств. Обязательный минимум лекарственных средств (Приказ № 17, № 487).


Правила бесплатного и льготного отпуска медикаментов.


Группы населения и категории больных, которые имеют право на бесплатное или льготное обеспечение при амбулаторном лечении.


Порядок обслуживания инвалидов и участников В. О.В.


Порядок отпуска лек. средств из аптек по льготным рецептам.


Отпуск изделий медицинского назначения.


Правила выписывания рецептов на лекарственные средства, в т. ч. ядовитых, наркотических, психотропных, сильнодействующих. Формы рецептурных бланков. Количество выписываемых медикаментов на одном рецептурном бланке.


Больной обратился в частную аптеку с просьбой отпустить лекарственное средство по льготному рецепту. В аптеке отказали больному, объяснив, что аптека не имеет права отпускать ЛС по таким рецептам. Больной написал жалобу в «Книгу отзывов и предложений».


1. Является ли жалоба обоснованной.


2. Порядок отпуска лекарственных средств по льготным рецептам (каких случаях аптека независимо от формы собственности может выполнить эти виды работ? Как это оформляется?)


3. Категории больных имеющих право на льготы при получении лекарств для амбулаторного лечения.


4. Порядок компенсации аптекам расходов за отпущенные населению лекарства по льготным рецептам.


5. Порядок ведения учета в аптеке лекарственных средств, отпущенных по льготным рецептам.


В аптеку обратился больной с рецептом на спирт этиловый 70% — 150,0 «Для обработки кожи».


1. Можно ли отпустить указанное количество этилового спирта? Каким нормативным документом вы должны руководствоваться?


2. Правила выписывания рецептов и отпуска этилового спирта.


3. Все ли аптеки имеют право получать и отпускать этиловый спирт?


4. Ответственность за получение, организацию хранения, расход этилового спирта в аптеке?


5. Определение потребности в этиловом спирте и порядок получения этилового спирта для аптеки. Нормативная база.


6. Учет этилового спирта в аптеке. Документальное оформление, прихода и списания в расход этилового спирта.


В аптеку обратился больной с просьбой отпустить ему без рецепта флакон спиртового раствора йода, по 2 флакона настойки мяты, пустырника и экстракта элеутерококка.


1. На месте провизора-технолога какие из перечисленных препаратов вы отпустите данному больному без рецепта? Как объясните больному отказ в отпуске? Какими нормативными документами вы должны руководствоваться при отпуске лекарств без рецепта?


2. Кто несет ответственность за получение, организацию хранения, расход этилового спирта в аптеке?


3. Учет этилового спирта в аптеке. На основании каких оправдательных документов вы, как материально-ответственное лицо, поставите на приход и спишите в расход этиловый спирт?


4. Нормы отпуска спирта амбулаторным больным и в лечебные учреждения. К каким нормативным документам вы обратитесь для уточнения норм отпуска?


1.3.4.1 Требования к хранению лекарственных средств и изделий медицинского назначения.


Требования к устройству и эксплуатации помещений для хранения лекарственных средств.


Основные требования, предъявляемые к хранению различных групп лекарственных средств и изделии медицинского назначения в зависимости от физических - и физико-химических свойств воздействие на них различных факторов внешней среды.


Особенности хранения в аптечных учреждениях огнеопасных, взрывоопасных лекарственных средств.


Общие требования к организации лекарственных средств и наркотических товаров.


Особенности хранения в аптечных учреждениях медицинских пиявок.


Ответственность в т. ч. уголовная за нарушение порядка получения. хранения. отпуска, уничтожения наркотических, психотропных, ядовитых, одурманивающих лекарственных средств.


Особенности хранения в аптечных учреждениях лекарственного растительного сырья.


Списание, уничтожение наркотических лекарственных средств, сильнодействующих, ядовитых, психотропных. Правила списания, периодичность. Нормативные акты.


Хранение лекарственных средств в ЛПУ, в том числе для новорожденных детей.


Порядок получения, хранения, учета отпуска спирта этилового (из аптек, баз, складов и т. д.) по рецептам и требованиям. Нормы отпуска.


В отделе запасов аптеки находятся:


бинты гипсовые;


судна подкладные пластмассовые;


перманганат калия.


1. К какой группе по условиям хранения относятся эти товары?


2. Как должно быть организовано хранение этих товаров?


3. Каким нормативным документом регламентируется хранение этих товаров?


Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений для хранения наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ и лекарственных средств. Приказы и инструкции регламентирующие эту работу.


В отдел запасов аптеки поступили следующие товары: грелки резиновые, минеральная вода, бинты не стерильные, противостолбнячная сыворотка, цветки ромашки, атропина сульфат (порошок), этияморфина гидрохлорид (порошок), настойка валерианы, нитроглицерин в табл. калия перманганат, хлориэтил, стрихнина нитрат, натрия бромид, кальция хлорид, глюкоза (порошок), нашатырно-анисовые капли, йодоформ, лориденс-С (мазь), фторокорт (мазь), ампициллина тригидрат в табл. и ампулах, элениум, димедрол в табл.


Вам, как материально-ответственному лицу, необходимо разместите полученный товар по местам хранения.


1. В соответствии, с какими принципами хранения вы будете это делать?


2. Каким нормативным документом необходимо руководствоваться при организации хранения аптечных товаров?


3. Обоснуйте распределение полученного товара по местам хранения. Как помещения хранения должны быть оборудованы и оснащены?


4. На что вы должны обратить внимание при получении препаратов с ограниченным сроком годности. Учет их в аптеке.


5. Каким образом может быть реализован полученный товар из вашего отдела? Каким документом должна быть оформлена передача товаров в другие отделы аптеки, мелкорозничную сеть, лечебные учреждения?


6. Какие из перечисленных товаров можно реализовать через мелкорозничную сеть? К какому нормативному документу необходимо обратиться в случае сомнения?


Правила хранения, учета специальных рецептурных бланков на РАС, в ЛПУ. Форма журнала учета. Нормативные акты.


Правила хранения, учета и отпуска наркотических лекарственных средств в аптеках и ЛПУ. Журнал учета, форма журнала, правила заполнения. Приказы и инструкции регламентирующие эту работу.


Для обеспечения бесперебойного снабжения лекарственными средствами населения и ЛПУ аптеке необходимо изучить спрос на лекарственные средства.


1. Что такое «спрос» и какие методы вы можете использовать для его изучения?


2. Виды спроса, их характеристика.


О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных.



Обращение в Украине наркотических средств, психотропных веществ,


их аналогов и прекурсоров


В Украине вопрос правового регулирования обращения наркотических средств регламентируют почти 90 нормативных актов уровня законов и подзаконных нормативных актов. Основными среди них есть. Закон Украины «Об обращении в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» Закон Украины «О мероприятиях противодействия незаконному обращению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ними » № 58 Закон Украины «О лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности», постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждение перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» № 770, постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждение порядка проведения деятельности, связанной с обращением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в лечебно-профилактических учреждениях и учреждениях» № 106, Порядок обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения Украины, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины № 356 и т. п. Наркотические средства - это включенные к перечню вещества естественного или синтетического происхождения, препараты, растения, которые представляют опасность для здоровья населения в случае злоупотребления ними и вызовут состояние зависимости. Злоупотребления наркотическими средствами приводит к заболеванию на наркоманию


Психотропные вещества - это включенные к перечню вещества естественного или синтетического происхождения, препараты естественные материалы, которые способные совершать депрессивное или стимулирующее влияние на центральную нервную систему.


Прекурсоры - это вещества и их соли, которые используются при производстве, изготовлении наркотических средств и психотропных веществ, включенных к перечню (в частности этиловый эфир, ацетон, ефедрин ; ангидрид уксусной кислоты, соляная и серная кислоты). Перечень контролируемых веществ состоит из четырех таблиц, разделенных на списки, к которых соответственно с учетом опасности включенные наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры.


Таблица І – это списки наркотических средств и психотропных веществ, обращение которых на территории Украины запрещенное;


Таблица ІІ – это наркотические средства (список І) и психотропные вещества (список 2), что могут использоваться с медицинской или научно-исследовательской целью, но обращение которых ограниченное, соответственно законодательству.


Таблица ІІІ – это комбинированные препараты, составными частями которых есть наркотические вещества списка І таблицы ІІ, которое содержится в незначительном количестве (список 1) и психотропные вещества преимущественно бензодіазепінового ряда и производные барбитуровой кислоты (список 2), которые имеют большую терапевтическую ценность и широко используется в медицинской практике.


Таблица ІУ – содержит списки прескурсорів, которые разделены за степенью необходимого контроля за их использованием.


Пекурсори – это химические вещества и их соли, которые используются в процессе изготовления наркотических и психотропных веществ.


Прекурсоры списка 1 – это химические вещества и их соли, во время обработки которых получают синтетические наркотические или психотропные вещества.


Прекурсоры списка 2 – это растворители, окислители и прочие химикаты промышленного или бытового назначения, которые используются в процессе изготовления наркотических средств, или психотропных веществ.


Аналоги наркотических и психотропных веществ - це вещества, химическая структура и свойства которых подобные к структуры самых наркотических средств, психотропных веществ. Они воссоздают психоактивну действие.


Перечень наркотических, психотропных веществ и прекурсоров регулируются Постановлением КМ Украины от 6 мая 2000г. №770.


Обращение наркотических ( психотропных) лечебных средств - проведения видов деятельности, связанных с разработкой, производством, изготовлением, сохранением, перевозкой, приобретением, ввозом на таможенную территорию Украины, вывозом за границы его таможенной территории, отпуском, использованием, уничтожением наркотических (психотропных) лечебных средств


Контроль за обращением наркотических (психотропных) лечебных средств включает:


- лицензирования деятельности предприятий связанной с разработкой, производством, изготовлением, сохранением, перевозкой, приобретением, отпуском, ввозом на таможенную территорию Украины, вывозом за границы таможенной территории Украины, уничтожением наркотических (психотропных) лечебных средств;


- согласования выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям на право проведения деятельности, связанной с обращением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров


учет наркотических (психотропных) лечебных средств и специальных рецептурных бланков, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые используются для производства, изготовления наркотических (психотропных) лечебных средств, и регистрация операций с ними предприятиями, учреждениями и организациями;


- проведения ежеквартально инвентаризации со складыванием баланса товарно-материальных ценностей;


- предоставления сведений Комитета предприятиями, учреждениями и организациями о расхождениях в балансе или несоответствие показателей баланса результатам проведенной инвентаризации


- ответственность руководителей за нарушение законодательства в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;


- запрет рекламирования наркотических (психотропных) лечебных средств, за исключением предоставления научной информации в медицинских и фармацевтических справочниках и изданиях


Основными задачами Комитета есть:


- участие в формировании государственной политики в сфере обращения в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров; - осуществления контроля за порядком обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;


- разрабатывает и ежегодно утверждает Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, которые подлежат специальному контролю соответственно законодательству


- определяет в особенности опасные наркотические средства и психотропные вещества, небольшие, большие и в особенности большие размеры наркотических средств, психотропных веществ, большие и в особенности большие размеры прекурсоров для использования судейско-следственными органами при квалификации преступлений, судами и органами внутренних дел во время кваліфікування административных правонарушений, связанных с незаконным обращением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;


- пересматривает ежегодные потребности государства в наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах, предназначенных для производства наркотических и психотропных средств с целью медицинского применения или для научно-исследовательской работы и подает свои выводы к МОЗ


- выдает сертификаты на экспортно-импортные операции с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами;


- принимает участие в определении количества наркотических средств и психотропных веществ, которые изготовляются с целью медицинского применения или для научно-исследовательской работы;


- выдает лицензии на отдельные виды деятельности, которые належат к компетенции Комитета, в случаях, предусмотренных законодательством Украины;


- осуществляет контроль за соблюдением государственными предприятиями, учреждениями


организациями и предпринимателями (юридическими лицами) законодательства Украины по вопросам обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;


- осуществляет контроль за деятельностью государственных предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей (юридических лиц) в сфере обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров;


Лицензии на проведение деятельности, связанной с обращением наркотических средств, выдаются по согласованию с МВД Государственной службой лечебных средств и изделий медицинского назначения в установленному законодательством порядке при наличии в аптечных


учреждениях соответствующей материально-технической базы, квалифицированного персонала, условий для ведения учета и обеспечения сохранности наркотических средств.


Хозяйственную деятельность, пов”язану с производством и изготовлением наркотических (психотропных) лечебных средств, разрешается проводить предприятиям-производителям государственной и коммунальной форм собственности при наличии лицензии на право производства, изготовления наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.


Хозяйственную деятельность, пов”язану с изготовлением и реализацию психотропных комбинированных лечебных средств, которые содержат психотропные вещества, включенные к списку № 2 таблицы ІІІ перечня, разрешается проводить предприятиям-производителям всех форм собственности при наличии лицензии на право производства, изготовления соответствующих психотропных веществ.


Предприятия негосударственной формы собственности . которые имеют лицензию на право проведения хозяйственной деятельности из медицинской практики и предоставление гражданам хирургической или другой неотложной медпомощи, могут на договорной основе получать услуги по отпуску иd использованием наркотических (психотропных) лечебных средств от предприятий государственной или коммунальной формы собственности, которые имеют соответствующую лицензию на право проведения деятельности, пов”язаної с обращением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с возложением на них полной ответственности.


Отпуск гражданам наркотических (психотропных) комбинированных лечебных средств осуществляется через аптечные учреждения всех форм собственности без рецепта врача, кроме средств, которые признанные опасными с точки зрения злоупотребления или кустарной добычи из них веществ, которые дают возможность злоупотреблять ними, определенных приказом МОЗ по представлению Комитета и по согласованию с МВД и СБУ, и которые отпускаются из аптечных учреждений за рецептом врача, выписанным на рецептурных бланках формы № 1, установленной МОЗ (согласно приказу Развод 14.05.2003 г. № 210).


Перечень наркотиков и лечебных средств, которые содержат наркотические и психотропные вещества, разрешенные к применению на территории Украины. устанавливаются и периодически пересматриваются Комитетом и публикуются в официальных изданиях.


Импорт и экспорт наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров может осуществлять только орган, уполномоченный на это КМ Украины.


Импорт и экспорт этих веществ осуществляется при наличии сертификату, выданного Комитетом по контролю за наркотиками. Они осуществляются только через таможни, определенные Государственной таможенной службой Украины.


Право осуществлять перевозы таких средств имеют только государственные предприятия, которые занимаются культивированием мака снодійного, конопля, сохранением, роз определением, торговлей, ввозом, вывозом, использованием этих веществ. Для перевозки оформляются документы строгой отчетности.


Правила приобретения (получения)


Для получения наркотических и психотропных лечебных средств и прекурсоров из аптечных составов приказом руководителей аптек должны быть предназначенные ответственные лица из числа работников аптек, каким руководители доверяют осуществлять такую работу. Руководители аптек обязанные обеспечить секретность информации относительно осуществления операций, связанных с обращением наркотических, психотропных лечебных средств и прекурсоров в том числе при приобретении и транспортировании этих средств из аптечных составов у аптеки.


Правила прием


Для приема наркотических, психотропных лечебных средств и прекурсоров приказом руководителей аптек должна быть образованная постоянная комиссия (в составе не меньше трех лиц) под председательством заместителя руководителя аптеки. Комиссия обязана осуществлять сплошные проверки наименований, количества, весы и т. п. всех наркотических, психотропных лечебных средств и прекурсоров, которые поступили от аптечных составов, на соответствие наименованиям, количествам, весу и т. п. средств, указанному в сопроводительных документах поставщиков. Результаты этих проверок должны оформляться, независимо от наличия или отсутствия расхождений, письменными актами сразу же по окончании проверок и подписываться всеми членами комиссии. При наличии расхождений в весе наркотических, психотропных лечебных средств и прекурсоров, которые поступили в порошках, таблетках или драже (ангро), в опечатанных на аптечных составах упаковках, поставщик должен быть сообщен о таких расхождениях в день получения или в срок не позднее на следующий день после получения этих средств (по телефону, факсом, телетайпом или телеграммой).


Правила сохранения


В аптеках наркотические и психотропные лечебные средства, независимо от врачебной формы, и прекурсоры должны сохраняться в отдельном помещении - материальной комнате лечебных средств, оборудованной в соответствии с Типичными требованиями.


Hаркотичні и психотропные лечебные средства, в аптеках должны сохраняться в запертых несгораемых сейфах. Сохранения психотропных лечебных средств и прекурсоров обеспечен сохранению в запертых металлических шкафах, надежно прикрепленных к полу илиd стены.


Комнаты, сейфы и металлические шкафы в аптеках, где сохраняются наркотические и психотропные лечебные средства и прекурсоры, после операции с ними, должны зами-катися, а после окончания рабочего дня - опечатываться ли пломбироваться и казаться под охрану. Ключи от комнат, сейфов и металлических шкафов, где сохраняются наркотические, психотропные лечебные средства и прекурсоры, а также печати и пломбiратори должны находиться у руководителей аптек или других материально-ответственных лиц, уполномоченных соответствующим приказом руководителей аптек.


Доступ у комнаты, где сохраняются основные запасы наркотических, психотропных лечебных средств и прекурсоров, имеют право лишь лица, которые непосредственно допущены к работы, связанной с обращением этих средств.


Полученные наркотические (психотропные) лечебные средства, а также наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры учитываются в специальных журналах (книгах) предметно-количественного учета, пронумерованных, прошнурованных, скрепленных печатью предприятия, учреждения или организации и подписью руководителя. Виборка рецептов должна осуществляться ежедневно матерiально-вiдповiда-льною лицом, которое назначается руководителем аптеки


Дополнительно ведутся журналы (книги) внутреннего учета наркотических психотроп-них) лечебных средств.


Все документы из поступление и отпуска наркотических (психотропных) лечебных средств сохраняются у материально-ответственных лиц, уполномоченных письменным приказом руководителя предприятия, которые гарантируют их полную сохранность на протяжении 10 лет. Все документы об уступке и отпуску психотропных лечебных средств. которые подлежат ПКО в аптеках, должны сохраняться 5 лет, а документы на психотропные вещества и прекурсоры, которые не пвдлягають ПКО - на поротязi 1 года, не учитывая поточ-ного года. После зiкiнчення срока сохраняемости все докумкенти об уступке


После окончания текущего месяца руководитель или материально-ответственное лицо сверяет каждого 1 числа месяца, который наступает за отчетным периодом, фактическое наличие наркотических (психотропных) лечебных средств, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, с остатками за журналом (книгой) учета. Остатки должны быть указаны в журнале (книге) учета.


Ежеквартально предприятиями проводится инвентаризация наркотических (психотропных) лечебных средств, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров


Для проведения указанных инвентаризаций приказом по предприятию создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия в составе руководителей структурных подразделов и главного бухгалтера, которая возглавляется руководителем предприятия или его заместителем. К началу инвентаризации от каждого материально-ответственного лица (или группы лиц) требуется расписка. Ведомости про итоговое годовое инвентаризационное описание и баланс товарно-материальных ценностей присылаются Комитету до 15 января года, который наступает за отчетным периодом.


В случае выявления расхождений в балансе или несоответствии показателей баланса результатам проведенной инвентаризации, руководитель учреждения, предприятия или организации обязанное срочно в письменной форме известить Комитет.


О всех случаях потерь наркотических (психотропных) лечебных средств, специальных рецептурных бланков формы N 3, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров немедленно информируют Комитет и соответствующие отделы государственной службы охраны органов МВД и Управления здравоохранения срочными сообщениями.


После окончания срока сохранения все документы из поступление и отпуска наркотических (психотропных) лечебных средств, а также реєстраційно-облікові журналы (книги) уничтожаются в установленному МОЗ порядка со складыванием соответствующего акта.


Руководители предприятий несут персональную ответственность за нарушение законодательства.


Рецепты на наркотические лечебные средства, психотропные вещества и прекурсоры


На одном рецептурном бланке формы № 3 разрешается выписывать только одно наркотическое или психотропное лечебное средство.


В случае назначения наркотического психотропного лечебного средства безвозмездно или на пільових условиях, врачом, одновременно с выписыванием рецепта на спецбланку формы № 3, дополнительно должен быть выписанный рецепт на бланке формы № 1.


Рецепты на наркотические, психотропные препараты и прекурсоры списки и таблицы ІУ Перечень в чистом виде и в смеси с индифферентными веществами для амбулаторных больных должны быть выписаны и подписанные врачом собственноручно на бланках формы № 3. Эти вещества должны быть заверены также подписью главного врача лечебно-профилактического учреждения или его заместителя по лечебной работе, а в случаях их отсутствия – подписью заведующий отделения этого учреждения, на якго положенное відпоідальність за назначение наркотических и психотропных лечебных средств. Такие рецепты должны быть обязательно заверены штампом и круглой печатью учреждения здравоохранения и личной печатью и подписью врача, который выписал рецепт.


Для амбулаторного отпуска из аптек за рецептами формы № 3 разрешенные такие наркотические и прирівнені к ним лечебные средства: кодеин основа, кодеина фосфат, етилморфіну гидрохлорид, етамінал натрия, пахікарпіну гидройодид, а также фепранон и естоцин. Сдача наркотических лечебных средств, указанных в соответствующих таблицах Перечня могут быть выписаны на требованиях лечебно-профилактических учреждений.


Рецепты на лечебные средства, в состав которых входят кодеин основа, кодеина фосфат, етилморфіну гидрохлорид (дионин), етамінал натрия, ефедрину гидрохлорид, другие прекурсоры списка 1 таблицы ІУ и психотропные лечебные средства в смеси с другими ингредиентами (препаратами) выписываются на рецептурных бланках формы № 1 Такие рецепты заверяются штампом учреждения здравоохранения и печатью “Для рецептов”, а также подписью и личной печатью врача, который выписал рецепт. Наркотические и психотропные лечебные средства, которые выпускаются на спецбланках формы № 3, должны отпускаться только из аптек, к которых прикрепленные для этих целей территориальные лечебно-профилактические учреждения.


Наркотические, психотропные лечебные средства и прекурсоры списка 1 таблицы ІУ должны отпускаться из аптек за соответственно оформленными рецептами в количествах, предусмотренных предельными нормами отпуска соответственно правилам выписывания таких средств.


к постановлению Кабинета Министров Украины


от 10 октября 2007 г. N 1203


ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ КОЛИЧЕСТВО


наркотических средств, психотропных веществ и


| Наименования | Предельно допустимое количество |


| наркотического средства, | |


| психотропного вещества, | |


|кодеїн |30 миллиграммов - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |5 миллиграммов на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


|декстропропоксифен |65 миллиграммов - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |5 миллиграммов на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


|фенобарбітал |20 миллиграммов - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |20 миллиграммов на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


|ефедрин |25 миллиграммов - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |2 миллиграммы на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


|псевдоефедрин |61,2 миллиграмма - для неделимых або|


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |6 миллиграммов на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


|фенілпропаноламін |50 миллиграммов - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |2 миллиграммы на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


|ерготамін |2 миллиграммы - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |0,5 миллиграмма на мілілітр - для |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


|ергометрин |0,2 миллиграмма - для неделимых или |


| |дозованих врачебных форм |


| |максимальний содержимое на единицу дозы |


| | |


| |0,1 миллиграмма на мілілітр - для |


| |недозованих врачебных форм |


Предметно-количественный учет есть особым видом учета товарно-материальных ціннностей в аптеке, при которой медикаменты учитываются за найменованнями и количества, в отличие от учета в сумовому выражении.


В аптечных учреждениях предметно-количественному учету подлежат.


1.Наркотические ЛЗ.


2.Психотропные ЛЗ.


3. Отравляющие и сильнодействующие. (буторфенол, зопіклон. клонідін ( клофелін ), метандієнон. нандролон. прометазин. дімедрол. атропин, кетамін. тетракаїн. трамадол. тригексифенідил


4. Міорелаксанти периферического действия, уключаючи их солевые производные.


Атракурій. векуроній. піпекуроній. рокуроній. суксаметоній |


Юридическая ответственность за нарушение операций по обращению наркотических и психотропных веществ


Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, то есть их перемещения через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или утаивания от таможенного контроля - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без такой.


Те же действия, содеянные повторно или за предыдущим сговором группой лиц, а так же, если предметом этих действий были в особенности опасные наркотические средства или психотропные вещества в больших размерах - наказываются лишением свободы на срок от пяти до двадцати лет с конфискацией имущества. Незаконное виготовлен-ня, подделка, использования или сбыт подделанных ли незаконно полученных до-кументів, которые предоставляют право на получение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, - наказывается лишением свободы на срок до трех ро-ків или штрафом от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы.


Те же действия, совершении повторно или за предыдущим сговором группой лиц или лицом, которое раньше совершило одно из преступлений, - наказываются лишением свободы на срок от трех до шести лет с конфискацией имущества или без такой.


Незаконная выдача рецепта на право приобретения наркотических средств или психотропных веществ из корыстных мотивов ли с другой личной заинтересованностью - наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом двухсот минимальных размеров заработной платы, с лишением права занимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.


Разворовывания, незаконное изготовление, приобретения, сохранения, передача или продажа другим лицам оснащение, предназначенного для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров заработной платы.


Разворовывания прекурсоров с целью сбыта, а так же их сбыта - наказывается лишением свободы на срок от двух к пяте лет с конфискацией имущества или без такой или штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров заработной платы.


Изготовления, приобретения или сохранения с целью сбыта, а так же сбыт отравиих-их или сильнодействующих веществ, которые не являются наркотическими или психотропными ре-човинами, содеянные без специального на то разрешения, - наказываются лишением свободы на срок до трех лет или штрафом от ста до трехсот минимальных размеров заработной платы.


Нарушения установленных правил производства, сохранения, отпуска, учета, перевозка, пересылка отравляющих или сильнодействующих веществ, которое не является нарко-тичними или психотропными веществами, - наказывается лишением свободы на срок до одного года или штрафом до двухсот минимальных размеров заработной платы.


Незаконное изготовление, изготовления, приобретения, сохранения, перевозка, пересылка или сбыт наркотических средств или психотропных веществ - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без такой.


Незаконное изготовление, изготовления, приобретения, сохранения, перевозка или пересылка наркотическом средстве или психотропных веществ без цели сбыта - наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом от двухсот до пятисот минимальных размеров заработной платы.



Предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт


Первостольник. рф > Организация работы аптеки > Предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт


Приказом Минздрава РФ № 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" установлено предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт.


При выписывании рецепта запрещается превышать предельно допустимое количество лекарственного препарата для выписывания на один рецепт, за исключением:


Количество выписываемых наркотических и психотропных лекарственных препаратов списков II и III Перечня, иных лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено не более чем в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт, или рекомендованным количеством лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт.


Предельно допустимое количество отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт



ПРИКАЗ Минздрава СССР от 25.02.1982 n 175 О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (вместе с ПРАВИЛАМИ ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ НА ЛЕКАРСТВА, ПРАВИЛАМИ ОТПУСКА ЛЕКАРСТВ ИЗ АПТЕЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИНСТРУКЦИЕЙ О ПОРЯДКЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В АПТЕЧНУЮ СЕТЬ, И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИМИ БОЛЬНЫХ, ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ АПТЕЧНЫХ ПУНКТАХ, утв. Приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 n 1000, ПОЛОЖЕНИЕМ О КАБИНЕТЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, утв. Приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 n 1000)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР


от 25 февраля 1982 г. N 175


О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ


ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ


И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Решениями XXVI съезда КПСС перед органами здравоохранения поставлены ответственные задачи по дальнейшему улучшению медицинской и лекарственной помощи населению, усилению работы по предупреждению заболеваний, повышению качества и культуры медицинского и лекарственного обслуживания.


В XI пятилетке в соответствии с решениями XXVI съезда КПСС предусмотрено увеличение производства медикаментов и медицинских изделий примерно в 1,4 раза, в том числе для лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, болезней эндокринной системы в 1,5 раза, полусинтетических антибиотиков более чем в 2 раза. Ускоренными темпами будет развиваться производство готовых лекарств для лечения детей.


Основным содержанием работы каждой поликлиники и больницы, каждой аптеки должно стать указание Генерального Секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева о том, чтобы советский человек всегда и повсюду мог получать своевременную, квалифицированную и чуткую медицинскую помощь.


Органами и учреждениями здравоохранения осуществлен ряд мероприятий по приближению лекарственной помощи к населению, улучшению преемственности в работе аптек и амбулаторно-поликлинических учреждений, решению вопросов планирования потребности в медикаментах, правильному их распределению и использованию.


Сеть хозрасчетных аптек увеличилась за X пятилетку почти на 10%, в основном за счет открытия их в районах новостроек и в сельской местности, и к 1982 году достигла 27 тысяч аптек.


Для удобства населения при трех тысячах поликлиник организованы аптечные пункты, что позволяет больным непосредственно в поликлиниках приобретать до 95% назначенных лекарств.


В улучшении лекарственной помощи стационарным больным все большую роль приобретают созданные межбольничные и больничные хозрасчетные аптеки. В них имеются условия для создания необходимых запасов лекарственных средств и более широкого использования средств механизации труда аптечных работников.


Основным звеном в организации лекарственной помощи сельскому населению стали центральные районные аптеки сельских районов, которые оперативно решают вопросы развития сети сельских аптек и аптечных пунктов, улучшения снабжения их медикаментами, организации обслуживания сельских тружеников в период массовых сельскохозяйственных работ, укрепления преемственности в работе с центральными районными больницами, сельскими амбулаториями и фельдшерско-акушерскими пунктами. Широкого распространения заслуживает положительный опыт работы центральных районных аптек в Молдавской, Латвийской, Литовской союзных республиках, Горьковской, Свердловской, Винницкой, Ворошиловградской, Минской, Гомельской и других областях и республиках.


Рациональному использованию лекарственных средств способствует организация кабинетов фармацевтической информации, где врачи получают сведения о наличии лекарств, имеющихся в аптеках, аналогах временно отсутствующих медикаментов, поступивших новых препаратах, новых лекарственных формах. В настоящее время организовано около двух тысяч кабинетов фармацевтической информации.


В помощь врачам и фармацевтическим работникам большим тиражом издан справочник "Лекарственные препараты, разрешенные к применению в СССР", справочные таблицы взаимодействия ряда фармакологических групп лекарственных препаратов и взаимодействия отдельных препаратов из этих групп при одновременном их назначении.


Увеличение производства и поставок медикаментов за последние годы, а также проведенные организационные мероприятия дали возможность более полно обеспечивать врачебные назначения амбулаторным и стационарным больным.


Вместе с тем имеют место серьезные нарушения правил лекарственного обеспечения населения. Из ряда аптек населению отказываются препараты, имеющиеся в наличии на аптечных складах. Регистрация рецептов, по которым не были отпущены лекарства из-за временного отсутствия их в аптеке, ведется нерегулярно, сроки обеспечения больных по таким рецептам не контролируются. Подобные факты отмечены в ряде областей РСФСР, УССР, Азербайджанской ССР, Узбекской ССР и ряде других союзных республик. Установлены случаи отпуска медикаментов из аптечных складов и аптек немедицинским учреждениям и организациям.


В некоторых областях РСФСР, УССР, Азербайджанской, Грузинской, Туркменской и других союзных республик отдельные врачи выписывают рецепты на препараты, не разрешенные к применению в медицинской практике, а также препараты лицам, которые по медицинским показаниям в них не нуждаются. В ряде случаев врачи назначают больным лекарства, не поступающие в аптечную сеть, в то время как в аптеках имеются в наличии препараты аналогичного действия.


При проверках установлены факты грубого нарушения порядка хранения и использования рецептурных бланков в лечебно-профилактических учреждениях.


Аптечными управлениями ряда республик, краев и областей недостаточно проводится организаторская работа по созданию общественных советов при аптеках. Многие советы еще работают слабо, а в ряде аптек они не организованы. Не установлен должный контроль за отчетами руководителей аптечных учреждений перед населением.


В целях дальнейшего улучшения лекарственной помощи населению, совершенствования качества и эффективности работы аптечных учреждений и рационального использования ресурсов лекарственных средств


I. Приказываю:


1. Министрам здравоохранения союзных республик:


1.1. Осуществить дополнительные меры по совершенствованию работы аптек и других аптечных учреждений по улучшению лекарственной помощи населению и устранению имеющихся недостатков.


1.2. Организовать работу аптек, строго руководствуясь принципом безусловного обеспечения каждого обратившегося больного лекарственными средствами по медицинским показаниям, изжития случаев необоснованных отказов в отпуске медикаментов.


1.3. Установить режим работы аптек применительно к работе амбулаторно-поликлинических учреждений и созданию максимальных удобств для населения в приобретении лекарственных средств.


1.4. Улучшить работу по научно обоснованному планированию и прогнозированию потребности в медикаментах с привлечением профильных медицинских учреждений и главных специалистов. Годовые заявки обсуждать и утверждать на совместных коллегиях (советах) минздравов АССР, краевых, областных отделов здравоохранения и аптечных управлений. Сводные заявки по республикам рассматривать на коллегиях минздравов союзных республик и за подписью Министра представлять в Минздрав СССР в установленные сроки.


1.5. Осуществлять развитие сети аптек в городах и сельской местности преимущественно в районах новостроек, с учетом размещения лечебно-профилактических учреждений и приближения лекарственной помощи к населению.


1.6. Завершить в 1982 - 1985 гг. организацию в поликлиниках и больницах кабинетов фармацевтической информации для своевременного ознакомления врачей с имеющимися в аптеках лекарственными средствами, аналогами временно отсутствующих препаратов, новыми медикаментами. Обеспечить во всех аптеках получение населением консультаций по вопросам порядка приобретения, способа применения, а также режима хранения препаратов в домашних условиях.


1.7. Обеспечить создание единой системы лекарственного снабжения больниц через сеть межбольничных и больничных хозрасчетных аптек, а также организацию аптек на принципах хозяйственного расчета с подчинением аптечному управлению во вновь вводимых в действие больницах.


1.8. Завершить в 1982 году организацию общественных советов при аптеках, повысить эффективность их деятельности по улучшению качества лекарственной помощи населению и повышению культуры работы аптек.


1.9. Обеспечить проведение не реже двух раз в год отчетов руководителей аптек перед населением с докладами о проводимой работе по вопросам лекарственного обеспечения населения. Обобщать предложения и замечания населения, принимать меры к устранению имеющихся недостатков и о проводимой работе сообщать в вышестоящие организации по итогам года.


1.10. Обязать руководителей органов здравоохранения и аптечных управлений:


- осуществлять совместное распределение ресурсов лекарственных средств и изделий медицинского назначения и создание необходимых резервов для оказания срочной помощи амбулаторным и стационарным больным по жизненным показаниям, а также для первоочередного обеспечения детей, инвалидов и участников Великой Отечественной войны строго в соответствии с Инструкцией, утвержденной настоящим Приказом;


- выделить в республиканских, краевых, областных центрах и крупных городах аптеки для улучшения обеспечения медикаментами амбулаторных больных онкологическими, психоневрологическими заболеваниями, туберкулезом, сахарным диабетом по месту расположения соответствующих профильных лечебно-профилактических учреждений. Номера и адреса указанных аптек довести до сведения населения и всех аптечных и лечебно-профилактических учреждений города;


- обеспечить более эффективное распределение и использование новых лекарственных препаратов, улучшить определение текущей и перспективной потребности в них, выделить базовые лечебно-профилактические учреждения и аптеки, в которые преимущественно направлять новые лекарственные средства.


2. Начальникам главных аптечных управлений минздравов союзных республик, руководителям АССР, краевых, областных, городских аптечных управлений:


2.1. Установить постоянный контроль за наличием в аптеках и отпуском населению важнейших и широко применяемых лекарственных средств для первоочередного обеспечения ими амбулаторных больных и лечебно-профилактических учреждений по врачебным назначениям, а также медикаментов и медицинских изделий, отпускаемых без рецепта врача, утвержденных настоящим Приказом.


2.2. Обязать руководителей аптек и аптечных пунктов при отпуске лекарств возвращать населению рецепты на все лекарства, за исключением лекарственных средств, содержащих наркотические и ядовитые вещества; этиловый спирт; психотропные, снотворные, нейролептические, антидепрессивные средства; стероидные гормоны; транквилизаторы; препараты, содержащие производные 8-оксихинолина; рецептов на лекарства, отпускаемые бесплатно или на льготных условиях, а также подлежащие по указанию Министерства здравоохранения СССР предметно-количественному учету.


2.3. Продолжить работу по совершенствованию форм и методов деятельности аптечных учреждений, обеспечить внедрение в их практику достижения науки, научной организации труда и передового опыта для повышения эффективности работы аптечных учреждений и качества обслуживания населения, рационального и экономного использования материальных и трудовых ресурсов.


2.4. Направить идейно-воспитательную работу в аптечных учреждениях на искоренение случаев невнимательного и формального отношения к больным со стороны фармацевтического персонала, случаев нарушения трудовой и производственной дисциплины и принимать меры к их предупреждению. Шире развивать и совершенствовать в коллективах аптек социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду, наставничество. Ежегодно проводить смотры работы аптечных учреждений и смотры-конкурсы мастерства на звание "Лучший по профессии".


2.5. Ежеквартально проводить анализ писем, заявлений и жалоб населения по вопросам лекарственного обслуживания и принимать меры к устранению причин, их порождающих.


2.6. В целях недопущения случаев растрат и непроизводительных потерь медикаментов осуществлять систематические внезапные инвентаризации наличия в аптеках медикаментов и других медицинских изделий, проведение комплексных ревизий финансово-хозяйственной деятельности и четкое ведение предметно-количественного учета медикаментов по установленной номенклатуре.


3. Установить, что начальники главных аптечных управлений минздравов союзных республик, АССР, краевых, областных, городских аптечных управлений несут персональную ответственность за организацию совместной работы с органами здравоохранения и лечебно-профилактическими учреждениями по определению потребности в медикаментах, осуществление постоянного и действенного контроля за поступлением медикаментов и медицинских изделий от поставщиков, своевременное доведение лекарственных средств до аптечной сети и лечебно-профилактических учреждений.


4. Министрам здравоохранения союзных республик, Президенту Академии медицинских наук, начальникам главных управлений и управлений Минздрава СССР:


4.1. Обязать врачей постоянно знакомиться с поступающей информацией о лекарственных средствах и использовать весь имеющийся ассортимент их для обеспечения эффективного лечения больных с учетом имеющихся ресурсов. Запретить врачам выписывать рецепты на лекарственные средства, не разрешенные Министерством здравоохранения СССР для применения в медицинской практике, не допускать выписывания рецептов без соответствующего оформления в медицинских документах.


4.2. Обеспечить лечебно-профилактические учреждения по мере израсходования бланков, ранее утвержденных образцов, бланками рецептов в соответствии с формами, утвержденными настоящим Приказом (Приложение 2).


4.3. Осуществлять хранение и учет рецептурных бланков в соответствии с Инструкцией, утвержденной настоящим Приказом.


4.4. Обеспечивать всех практикующих врачей лечебно-профилактических учреждений личными печатями в порядке, предусмотренном указанием Минздрава СССР и Министерства внутренних дел СССР от 14.07.77 N 4/с-6-235.


4.5. Обязать главных врачей лечебно-профилактических учреждений, клиник научно-исследовательских медицинских институтов и вузов обеспечить в аптеках, отделениях и кабинетах предметно-количественный учет медикаментов в соответствии с утвержденным перечнем.


4.6. Осуществлять систематические проверки правильности назначения, использования и учета лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях и аптеках, строго взыскивать с должностных лиц, нарушающих установленный порядок назначения, выписывания и отпуска лекарств.


4.7. Привести все имеющиеся приказы и инструкции, изданные на местах, касающиеся порядка выписывания рецептов и отпуска по ним лекарств, в соответствие с настоящим Приказом.


4.8. Установить строгий контроль за выполнением настоящего Приказа.


4.9. Размножить настоящий Приказ в необходимом количестве.


4.10. Информацию о ходе выполнения Приказа представлять в Минздрав СССР ежегодно вместе с годовым отчетом.


5. Главному аптечному управлению Минздрава СССР (т. Клюев М. А.):


5.1. Постоянно осуществлять меры по увеличению ресурсов важнейших групп лекарственных средств, в том числе для лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, антибиотиков широкого спектра действия и других препаратов, по которым не полностью удовлетворяется потребность.


5.2. Совершенствовать методики по определению ежегодной и перспективной потребности в лекарственных средствах с использованием современных методов прогнозирования и электронно-вычислительной техники.


5.3. В 1982 - 1984 гг. совместно с соответствующими управлениями Минздрава СССР и привлечением профильных научно-исследовательских институтов осуществить мероприятия по организации и проведению экспертных оценок и разработок рекомендаций по перспективам использования лекарственных средств, применяемых в кардиологии, эндокринологии (в том числе при диабете), для лечения психоневрологических, онкологических и кожно-венерологических заболеваний, а также антисептиков.


5.4. Ежегодно обеспечивать тщательный анализ представляемых минздравами союзных республик заявок на медикаменты и изделия медицинского назначения и при необходимости вносить изменения в номенклатуру и количества заявляемых препаратов. Сводную заявку по согласованию с руководством Минздрава СССР представлять в соответствующие министерства и ведомства в установленные сроки.


5.5. Осуществлять строгий учет поступления ресурсов лекарственных средств, распределение и перераспределение их с применением вычислительной техники. Обеспечить действенный контроль за правильным использованием поступающих медикаментов в аптечных управлениях и учреждениях.


5.6. Направить органам здравоохранения стандартные образцы бланков рецептов, утвержденные настоящим Приказом, для издания их на местах в необходимых количествах и обеспечения всех лечебно-профилактических учреждений.


6. Всесоюзному научно-исследовательскому институту фармации (тов. Тенцова А. И.):


6.1. В 1982 г. разработать прогноз до 2005 года развития сети аптечных учреждений, обеспечения населения медикаментами и медицинскими изделиями, фармацевтическими кадрами по пятилеткам.


6.2. В 1982 - 1984 гг. осуществить:


- разработку экономико-математических моделей потребления препаратов, применяемых в онкологии, пульмонологии, и антисептиков;


- совершенствование методик планирования и прогнозирования потребности в лекарственных средствах, применяемых для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, туберкулеза, а также в антибиотиках и сульфаниламидных препаратах.


6.3. Завершить к 1984 году паспортизацию аптек и на их основе разработать научно обоснованные рекомендации по развитию аптечной сети, оснащению ее оборудованием и средствами механизации.


7. Заместителям Министра здравоохранения СССР (т. т. Герасимов П. И. Сафонов А. Г.) по представлению Главного аптечного управления, согласованному с главными управлениями лечебно-профилактической помощи, лечебно-профилактической помощи детям и матерям, Управлением по внедрению новых лекарственных средств и медицинской техники, вносить изменения в перечни лекарственных средств Приложений 4, 6 (не приводится), 7 (не приводится), 8 (не приводится) на основании приказов Министра здравоохранения СССР о разрешении к медицинскому применению новых лекарственных средств, исключении из номенклатуры препаратов.


8. Ввести в действие настоящий Приказ с 1 июля 1982 года.


II. Утверждаю:


1. Правила выписывания рецептов на лекарства (Приложение 1).


2. Формы бланков рецептов (Приложение 2).


3. Правила отпуска лекарств из аптечных учреждений (Приложение 3).


4. Перечень лекарственных средств, разрешенных к отпуску без рецепта врача (Приложение 4).


5. Инструкцию о порядке распределения лекарственных средств и медицинских изделий, поступающих в аптечную сеть, и обеспечения ими больных (Приложение 5).


6. Перечень важнейших и широко применяемых лекарственных средств для первоочередного обеспечения амбулаторных больных по врачебным назначениям и лечебно-профилактических учреждений хозрасчетными аптеками I - VIII групп (приложение 6 - не приводится).


7. Перечень медикаментов и перевязочных изделий, подлежащих предметно-количественному учету в:


- хозрасчетных аптечных учреждениях (приложение 7 - не приводится);


- лечебно-профилактических учреждениях (приложение 8 - не приводится).


8. Инструкцию о порядке хранения рецептурных бланков (приложение 9 - не приводится).


9. Типовое положение о комиссии по планированию потребности, рациональному распределению и использованию лекарственных средств (приложение 10 - не приводится).


III. Объявляю:


1. Перечень N 2 наркотических лекарственных средств (извлечение из списка наркотических веществ и наркотических лекарственных средств) (Приложение 11).


2. Положение об аптечных пунктах, утвержденное Приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000 (Приложение 12).


3. Положение о кабинете фармацевтической информации, утвержденное Приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. N 1000 (Приложение 13).


IV. С введением в действие настоящего Приказа считать утратившими силу:


1. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1976 г. N 1230.


2. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 27 декабря 1978 г. N 1265.


3. Формы бланков, утвержденные Приказом Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. N 1030.


4. Приказ Министра здравоохранения СССР от 30 июля 1973 г. N 571.


5. Приказ Минздрава СССР от 29 декабря 1979 г. N 1340.


6. Приказ Минздрава СССР от 22 августа 1980 г. N 898.


7. Приложение к Приказу Минздрава СССР от 31 августа 1979 г. N 909-ДСП.


8. Письмо Минздрава СССР от 3 октября 1977 г. N 01-11/27.


9. Типовое положение о комиссии по планированию потребности, рациональному распределению и использованию лекарственных средств при министерстве здравоохранения союзной республики, утвержденное 23 апреля 1980 года Минздравом СССР.


V. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра здравоохранения СССР т. т. Герасимова П. И. и Сафонова А. Г.


С. П.БУРЕНКОВ


Приложение 1


к Приказу Министерства


здравоохранения СССР


от 25 февраля 1982 г. N 175


ВЫПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ НА ЛЕКАРСТВА


Пункты настоящих Правил 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27 и п. п. 1, 2, 3, 4, 5 примечания к Правилам соответствуют требованиям выписывания, изложенным в Приказах Министерства здравоохранения СССР от 03.07.68 N 523, от 31.12.71 N 943, от 29.09.71 N 942, от 10.06.81 N 626, от 13.12.72 N 1009, от 13.10.75 N 935, от 12.07.76 N 682, от 12.08.76 N 789, от 16.09.69 N 675, от 23.04.76 N 411.


1. Врачи и уполномоченные медицинские работники при наличии соответствующих показаний в порядке и случаях, предусмотренных действующим законодательством, обязаны выдавать больным рецепты, заверенные своей подписью и личной печатью врача.


Рецепты должны выписываться с учетом возраста больного, порядка оплаты лекарства и характера действия входящих в их состав медикаментов на бланках, отпечатанных типографским способом по формам, утвержденным настоящим Приказом (Приложение 2 к Приказу).


2. Рецепты выписываются четко и разборчиво чернилами или шариковой ручкой с обязательным заполнением всех предусмотренных в бланке граф. Исправления в рецепте не допускаются.


3. Состав лекарства, обозначение лекарственной формы и обращение врача к фармацевту об изготовлении и выдаче лекарства выписываются на латинском языке. Использование латинских сокращений этих обозначений разрешается только в соответствии с принятыми в медицинской и фармацевтической практике (Приложение 1 к Правилам). Не допускается сокращение обозначений близких по наименованиям ингредиентов, не позволяющих установить, какое именно лекарственное средство прописано.


Названия ядовитых и наркотических лекарственных средств пишутся в начале рецепта, затем - все остальные ингредиенты.


4. Способ применения лекарств обозначается на русском или русском и национальном языке с указанием дозы, частоты, времени приема (до или после еды) и его длительности. Запрещается ограничиваться общими указаниями типа "внутреннее", "известно" и т. п.


5. При необходимости экстренного отпуска лекарства больному в верхней части рецептурного бланка проставляются обозначения "cito" (быстро) или "statim" (немедленно).


6. При выписывании рецепта количество жидких веществ указывается в миллилитрах, граммах или каплях, а остальных веществ в граммах.


7. На одном рецептурном бланке для отпуска лекарств детям и взрослым за полную стоимость (форма 1) разрешается выписывать одно лекарство, содержащее ядовитое или наркотическое вещество, или два лекарства, содержащие простые или сильнодействующие средства.


8. На одном рецептурном бланке для отпуска лекарств бесплатно, на льготных условиях разрешается выписывать только одно лекарство.


9. Рецепты для отпуска лекарств бесплатно или на льготных условиях (форма 2) выписываются в 2-х экземплярах с обязательным заполнением копии рецепта под копирку. В этом случае рецепт и копия заверяются подписью и печатью врача, а также печатью лечебно-профилактического учреждения "Для рецептов", после чего выдаются больному.


10. Содержание и номер рецепта для отпуска лекарств бесплатно или на льготных условиях, а также содержание рецепта на отпуск лекарственных средств, подлежащих по указанию Министерства здравоохранения СССР предметно-количественному учету, врач должен обязательно занести в историю болезни (амбулаторную карту) больного.


11. Наркотические лекарственные средства, согласно Приложению N 11 к Приказу, для амбулаторных больных должны выписываться только на специальных рецептурных бланках установленного Министерством здравоохранения СССР образца с приложением штампа, круглой печати лечебного учреждения и личной печати врача.


Рецепт на наркотическое лекарственное средство должен быть написан рукой врача, подписавшего его. Кроме того, этот рецепт должен быть подписан главным врачом лечебно-профилактического учреждения или его заместителем, в отсутствие их - заведующим отделением, которые несут ответственность за назначение наркотических лекарственных средств.


12. Рецепт на наркотическое лекарственное средство, предназначенный для отпуска лекарств бесплатно или на льготных условиях, выписывается в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил. Кроме того, на это лекарство выписывается рецепт на специальном рецептурном бланке, предназначенном для выписывания наркотического вещества.


13. Рецепты на лекарства, в состав которых входят ядовитые лекарственные средства списка "А"; кодеин, кодеина фосфат, этилморфина гидрохлорид в смеси с другими лекарственными препаратами; снотворные лекарственные средства; нейролептические, антидепрессивные, стероидные гормоны, транквилизаторы, астматин и астматол; препараты, содержащие производные 8-оксихинолина (мексаза, энтеросептол, интестопан, энтеросатив и др.), а также лекарственные средства, содержащие этиловый спирт, выписываются на рецептурных бланках, имеющих штамп, печать лечебного учреждения "Для рецептов", подпись и личную печать врача.


14. Рецепты на кодтерпин и таблетки от кашля состава:


трава термопсиса 0,02 г


кодеина 0,01 г


натрия гидрокарбоната 0,2 г


корня солодки в порошке 0,2 г,


оформляются штампом лечебно-профилактического учреждения, подписью и личной печатью врача.


15. Рецепты на остальные лекарственные средства, в состав которых входят сильнодействующие лекарственные средства, выписываются на рецептурных бланках, имеющих штамп лечебного учреждения, подпись и личную печать врача.


16. Прописывая ядовитое или сильнодействующее вещество в дозе, превышающей высший однократный прием, врач обязан написать дозу этого вещества прописью и поставить восклицательный знак.


17. Запрещается врачам, не работающим в лечебно-профилактических учреждениях, выписывать рецепты на наркотические и ядовитые лекарственные средства, лекарства, перечисленные в пункте 13 настоящих Правил, а также препараты, подлежащие по указанию Министерства здравоохранения СССР предметно-количественному учету.


18. Запрещается выписывать амбулаторным больным рецепты на эфир наркозный, хлорэтил, фентанил и сомбревин.


19. Не разрешается выписывать приведенные ниже лекарственные препараты в одном рецепте более тех количеств, которые указаны в таблице:


¦ Название лекарственного препарата ¦ Предельно допустимое ¦


¦ ¦для отпуска количество¦


¦ ¦ препарата на рецепт ¦


¦Амитриптилин 0,025 ¦Не более 50 табл. ¦


¦Дезопимон ¦50 драже ¦


¦Кодеин ¦0,2 г ¦


¦Пахикарпина гидройодид ¦1,2 г ¦


¦Радедорм ¦20 табл. ¦


¦Седуксен 0,005 ¦Не более 20 табл. ¦


¦Снотворные препараты ¦Не более 10 - 12 табл.¦


¦Фепранон 0,025 ¦50 драже ¦


¦Эскодол ¦0,1 г ¦


¦Эстоцин табл. ¦Не более 12 штук ¦


¦Этилморфина гидрохлорид (дионин) ¦0,2 г ¦


В глазных каплях и мазях дионин может выписываться в количествах до 1 г, при условии указания врача на рецепте "По специальному назначению".


20. Для лечения инкурабельных онкологических больных количество выписываемых на одном рецепте наркотических средств может быть увеличено в 2 раза против указанного в пункте 19. В этом случае онкологический больной прикрепляется письменным распоряжением руководителя лечебно-профилактического учреждения к аптеке по месту жительства больного для обеспечения его наркотическими средствами.


21. Рецепты на снотворные препараты в чистом виде и в смеси с другими лекарственными веществами для больных с затяжными и хроническими заболеваниями могут выписываться на курс лечения сроком до 1 месяца с обязательной надписью на рецептах "По специальному назначению", отдельно скрепленной подписью врача и печатью лечебного учреждения "Для рецептов".


22. При необходимости курсового лечения единовременный отпуск больным седуксена может быть увеличен до 40 таблеток, амитриптилина - до 150 таблеток. При этом рецепт должен быть скреплен печатью лечебного учреждения и иметь надпись "По специальному назначению", отдельно скрепленную подписью врача и печатью лечебного учреждения "Для рецептов".


23. Средний медицинский персонал не имеет права прописывать лекарства, содержащие ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества, за исключением:


а) фельдшеров - заведующих самостоятельными медицинскими пунктами, а также работающих (временно) на врачебных должностях, которые могут прописывать, с указанием на рецепте своей должности и подписи, следующие лекарства, содержащие ядовитые и сильнодействующие вещества, в количествах, не превышающих высших разовых доз на прием:


антибиотики


платифиллин табл.


атропина сульфат в каплях


викасол табл.


сульфаниламидные препараты








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий