пятница, 24 февраля 2017 г.

Аптека рецепты





Рецепты аптечного маркетинга


Продажа лекарств в США – прибыльный бизнес. Население страны стареет и уделяет все больше внимания медицинскому обслуживанию, не чураясь самолечения, СМИ заполнены рекламой различных «чудодейственных средств», государство ежегодно выделяет десятки миллиардов долларов на программы субсидирования покупки весьма недешевых лекарств для пенсионеров и малообеспеченных слоев населения, так что высокий спрос и значительные доходы на этом рынке гарантированы. Однако и конкуренция между американскими сетями аптек исключительно жесткая: каждому хочется получить как можно больший кусок вкусного лекарственного «пирога». Ведущим компаниям отрасли приходится постоянно искать новые способы борьбы за клиентов. В частности, Walgreens, вторая по количеству точек продаж аптечная сеть США, основывает свою маркетинговую политику на привлечении как можно большего числа покупателей. По мнению руководства компании, чем чаще они будут заходить в аптеку, тем большей будет вероятность того, что они станут приобретать в сети лекарства по рецептам, которые обеспечивают американским аптекам львиную долю прибыли.


Инновационная компания


Компания Walgreens, основанная в 1901 году Чарльзом Уэлгрином, всегда имела в американской аптечной отрасли репутацию инноватора. Собственно, по-другому она вряд ли смогла бы выжить и достичь своего нынешнего положения: торговля лекарственными средствами в США со второй половины XIX века характеризуется крайне высоким уровнем конкуренции. В этой стране с дорого­стоящей частной медициной и всеобщим культом успеха болеть всегда было неудобно и невыгодно, так что розничная безрецептурная продажа лекарств и их реклама в СМИ расцвели пышным цветом более 100 лет назад. Американские города в те далекие времена были покрыты густой сетью аптек, которых было едва ли не больше, чем продовольственных магазинов. Поэтому жить только за счет продажи лекарств было довольно сложно, это и заставило американских аптекарей расширять ассортимент, включая в него косметику, парфюмерию, бытовую химию, содовую воду, мелкие закуски. Фактически до появления MacDonald’s аптеки в США зачастую играли роль заведений быстрого питания.


Чарльз Уэлгрин, основатель и первый руководитель Walgreens, привлекал покупателей активнее большинства своих конкурентов. Так, он первым (по крайней мере, в Чикаго, где возникла его компания) стал продавать в аптеках мороженое, сладости, сэндвичи, а также различные непродовольственные товары. И на данный момент в фармамаркетах (в США используют термин drugstore) Walgreens до половины торговой площади приходится на печатные издания, игрушки, снеки, зубную пасту и прочие мелкие товары повседневного спроса.


Walgreens принадлежит и ряд маркетинговых инноваций. Так, эта компания одной из первых в американском аптечном бизнесе стала продвигать не отдельные лекар­ства, а свой собственный бренд – с помощью рекламы в СМИ, наружных билбордов, маркетинговых альянсов с поставщиками. Уже в 30-е годы ХХ века Walgreens использовала многие действенные приемы современного мерчандайзинга: привлекающие прохожих выкладки товаров, рекламные дисплеи в витринах и у входа, разнообразные POS-материалы, пробники в отделах косметики и снеков. Кроме того, Walgreens стала продавать часть лекарств и парфюмерии под собственным брендом, заказывая данную продукцию у производителей и экономя на посредниках. В 2006 году доля таких товаров в ассортименте компании составляла 17%, а в 2008 году Джеффри Рейн, генеральный директор Walgreens, планирует увеличить этот показатель до 20%.


Однако наиболее действенные инновации Walgreens относились к сфере обслуживания клиентов. Чарльз Уэлгрин называл качество сервиса альфой и омегой аптечного бизнеса и считал создание положительной репутации главной задачей своей компанией. Так, он одним из первых в Чикаго внедрил услугу доставки лекарств на дом, причем если клиенты жили недалеко от аптеки, они порой получали заказ еще до того, как завершали беседу с приятным в общении и словоохотливым диспетчером. Позднее преемники Уэлгрина сделали Walgreens новатором в сфере информационных технологий. Так, в 70‑е годы ХХ века компания, воспользовавшись технической базой того времени, соединила все свои аптеки компьютерной сетью, что позволило клиентам, сдав рецепт в одном заведении, получать заказанное лекарство в любом другом на территории страны. Несколько лет назад была введена система продления рецептов, в рамках которой заказы клиентов, постоянно принимающих определенные лекарства, без дополнительной платы и без необходимо­сти их личного присутствия автоматически продлеваются на месяц.


Джеффри Рейн, генеральный директор Walgreens


Аптеки Walgreens всегда располагались в наиболее оживленных и удобных для посетителей местах, чаще всего на пересечениях основных автомобильных трасс, обязательно имели парковки, несколько входов и выходов, множество касс и отличались рациональным расположением товаров. Предполагалось, что покупатель, зайдя в заведение компании, должен провести там не более десяти минут и приобрести продукты трех-четырех наименований. С целью экономии времени большин­ство аптек Walgreens снабжены также drive-through, что позволяет делать покупки, не выходя из машины, а по числу торговых точек, открытых 24 часа в сутки, компания превосходит все прочие американ­ские сети аптек, вместе взятые.


На протяжении многих десятилетий сочетание оптимального ассортимента, активной рекламной политики, новейших информационных технологий и удобства для покупателей обеспечивало компании стабильный рост (с 1974 года Walgreens непрерывно увеличивает доходы и прибыль; из всех прочих компаний, входящих в рейтинг Fortune-500, таким постоянством может похвастаться только Wal‑Mart). Однако в конце ХХ – начале ХХІ века конкурентная обстановка на американском рынке лекарств существенно усложнилась. В последние годы Walgreens высокими темпами расширяет сеть аптек, открывая по одному заведению в среднем каждые 17 часов. К 2010 году она намерена увеличить их число до 7 тыс. (впрочем, уже в начале 2007 года этот показатель превышал 5,6 тыс.). Однако то же самое делают и ее главные соперники – CVS Corporation, которая превосходит Walgreens по количе­ству аптек, но уступает ей по уровню валовых доходов, и Rite-Aid. Кроме того, экспансию в прибыльный аптечный бизнес начали ведущие розничные сети во главе с Wal-Mart, которая предлагает предельно низкие цены. Расширяются объемы продаж лекарств через Интернет, причем онлайновые продавцы претендуют на все более заметную долю рецептурного рынка – главного источника прибыли традиционных аптечных сетей.


Walgreens приходится постоянно искать новые пути расширения клиентской базы, хотя в целом компания не отступает от традиционных направлений своей стратегии – увеличения числа аптек, обеспечения максимального удобства для покупателей, активной рекламной политики. Каждое из этих направлений разрабатывалось десятилетиями, так что Walgreens в своей деятельности может опираться на отработанные, эффективные приемы и технологии.


Аптека на углу


На долю Walgreens приходится обслуживание каждого седьмого рецепта, выписанного в США, при этом продажа дорогостоящих рецептурных средств приносит компании более 60% доходов. Однако клиентов, получающих лекарства по рецептам (зачастую субсидированных государством), необходимо прежде всего привлечь в аптеку, стимулировать их обращаться именно в заведения Walgreens. У больных в США очень широкий выбор мест, где они могут приобрести лекар­ства: от Wal-Mart до интернет-магазинов, так что задача, стоящая перед Walgreens, весьма непростая.


Компания решает ее с помощью двух основных приемов: обеспечения максимального удобства для клиентов и привлекательного ассортимента. Одна из важных составляющих ее политики – густота розничной сети. «Более 60% населения США живет в радиусе пяти миль от аптеки Walgreens, – говорил в 2004 году Джеффри Рейн, занимавший тогда посты президента и операционного директора компании. – Однако опросы и фо­кус‑группы свидетельствуют о том, что максимальное расстояние, которое люди готовы преодолеть, чтобы попасть именно в наши заведения, равняется двум милям, а в зоне плотной городской застройки – и того меньше» 1.


Захватывая какой-либо локальный рынок, Walgreens открывает по три-четыре заведения на квадратный километр, а порой через каждые несколько кварталов вдоль наиболее оживленных трасс. Однако сначала компания определяет наиболее оптимальные места расположения торговых точек, используя для этой цели демографические данные, анализ уличного трафика, сведения, полученные от местных застройщиков и девелоперов, и другую информацию подобного рода. Walgreens не считается с расходами, чтобы закрепить за собой лучшие места: как показывает практика, эти затраты окупаются сторицей. О качестве предварительной подготовки говорит тот факт, что с 1992 по 2002 год компания закрыла из-за низких показателей продаж только две аптеки 2.


Чтобы прочитать статью, Вам необходимо оформить подписку.



В кризис покупатели лекарств выбирают аптеки подешевле


Фото: Д. Абрамов / Ведомости


Этот год выдался сложным для всей фармацевтической отрасли из-за быстрых изменений курса рубля, снижения покупательной способности населения и изменения потребительских предпочтений, говорит директор Центра социальной экономики, управляющий партнер PharmExperience Руслан Древаль. Аптекам особенно тяжело пришлось в период с февраля по август 2015 г. В феврале большинство фармдистрибуторов значительно повысили цены и уменьшили срок отсрочки платежей, из-за чего аптеки были вынуждены поднять розничные цены на лекарства и сопутствующие товары, объясняет он. По данным IMS Health, отсрочка по поставкам для крупных сетей почти не изменилась, она могла увеличиться только в договорах мелких сетей, сильно зависящих от дистрибутора.


При этом потребитель стал экономить, и спрос на обеспечивающие самую высокую маржу дорогие лекарства, биологически активные добавки (БАД) и лечебную косметику снизился. Сейчас покупатель приобретает только самое необходимое, продолжает Древаль.


Раньше рынок рос за счет инфляции и переключения покупателей с дешевых препаратов на более дорогие, сейчас наоборот: покупатели ищут более низкую цену, описывает ситуацию на рынке первый вице-президент фармацевтической группы «Роста» (в нее входят более 1100 аптек «Первая помощь», «Радуга» и «Ладушки») Александр Тарасов.


В результате продажи лекарств в 2015 г. в упаковках упали в среднем на 10%. Отыграть потери за счет повышения цен аптеки не смогли: в их обороте около 36% приходится на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП), цены на которые жестко контролирует государство (их рост в 2015 г. не превысил 6%).


В целом, по подсчетам IMS Health, рецептурные препараты в сентябре 2015 г. стоили в среднем на 15,3% дороже, чем в том же месяце 2014 г. а безрецептурные подорожали примерно на 11%. Тогда как дополнительный ассортимент вырос в цене почти на 34%, медицинские изделия – почти на 26%.


Из-за инфляции и падения курса рубля рынок в рублевом исчислении растет, соответственно, увеличивается выручка аптечной сети, но давление на доходность остается, признает Тарасов.


Вопрос выбора


Единых рецептов выживания в условиях кризиса нет, каждая аптека сама решает, как оптимизировать работу, говорит Древаль. Но есть несколько популярных направлений развития. Самый простой – привлечение покупателей низкими ценами.


В борьбе за потребителя и сохранение доли рынка сети объединяются в ассоциации – для экономии на управленческом аппарате, маркетинге и получении лучшей закупочной цены на товар.


Многие открывают аптеки в формате дискаунтеров. Это тупиковый путь, считает Древаль: хотя дискаунтеры позволяют решить маркетинговые задачи – привлечь потребителей, но сделать такие аптеки прибыльными могут далеко не все.


Аптека для всех


Аптечные сети нашли еще один способ сократить расходы – сдавая в субаренду часть площадей. Например, объявления о субаренде в аптеках корреспондент «Ведомостей» видел на двери нескольких аптек сети «36,6». Правда, запрос в компанию об этой программе остался без ответа. В текущей экономической ситуации многие аптеки занимаются оптимизацией, признает Юлия Назарова из JLL. «Если мы понимаем, что у нас есть убыточные площади, без которых мы можем удержать товарооборот на прежнем уровне, мы привлекаем в качестве субарендаторов неконкурирующие розничные точки – это может быть, например, цветочный магазин», – рассказывает Тарасов из группы «Роста».


Прочесть целиком


Участники рынка с такой оценкой перспектив дискаунтеров не согласны. Например, дистрибутор Pharma Distribution Group в сентябре 2015 г. объявил о запуске франчайзинговой сети аптек-дискаунтеров под брендом «Советская аптека», пообещав к концу года открыть примерно 160 розничных точек. Как следует из сообщения сети, в ее ассортименте будет сделан упор на бюджетные аналоги известных препаратов. В компании рассчитывают, что средняя выручка с 1 кв. м в год составит 627 000 руб. (при среднем показателе по рынку 534 200 руб. данные Retailer Russia top-200). Потребители выбирают дискаунтеры, говорит гендиректор группы A5 Андрей Гусев: до 70% выручки группы уже приходится на дискаунтер «Норма».


Можно пытаться оптимизировать ассортимент аптек и увеличить доходность не за счет низких цен и больших объемов продаж, а за счет продажи более доходной продукции. Структура продаж в каждой аптечной сети своя, но в среднем по рынку около 70–80% всех продаж аптек приходится на лекарственный ассортимент, в нем высока доля ЖНВЛП, на которых много не заработаешь. Еще около 20–30% – продажи БАДов, косметических средств и сопутствующих товаров, маржа на которые существенно выше, отмечает Древаль.


Например, по данным IMS Health, у лидирующей по выручке сети «Ригла» в I–II кварталах 2015 г. соотношение лекарственного и нелекарственного ассортимента составляло 72% к 28%. Представитель «Риглы» не ответил на запрос «Ведомостей». В аптеках A5 доля нелекарственного ассортимента – 25–30%, в дискаунтерах «Норма» – 15–20%, говорит Гусев.


В аптечных сетях Европы доля нелекарственных средств в продажах намного выше, потому что в России покупатели приходят в аптеку в основном за лекарствами и парафармацевтику покупают в дополнение, тогда как в Европе аптека – привычное место для покупки шампуней, зубной пасты и проч. отмечает представитель IMS Health.


Российские сети пытаются наверстать отставание от западных коллег. Во втором полугодии 2015 г. эксперты IMS Health отметили незначительное увеличение доли парафармацевтической продукции в общем обороте аптечных сетей. И несколько сетей готовы уделить такой продукции больше внимания. Так, Pharma Distribution Group в марте – апреле 2016 г. собирается запустить новый формат по продаже парафармацевтики и органических лекарств.


Проект, связанный с продажей нелекарственных товаров натурального происхождения для красоты и здоровья, планирует развивать аптечная сеть «Эвалар», знает начальник отдела стрит-ритейла компании JLL Юлия Назарова. По ее данным, компания намерена открывать торговые точки по 40–60 кв. м в прикассовых зонах крупных торговых центров.


Только сбалансированный товарный ассортимент и хорошие продажи парафармацевтики позволят аптеке установить более низкие цены на лекарства, отмечает представитель IMS Health. Но у такой балансировки есть сложности. На продажах космецевтики не получишь оборот, который позволит аптеке безбедно жить, а по нелекарственной продукции сегмента масс-маркет аптеки проигрывают обычным супермаркетам, получающим за счет объема закупок лучшую цену, считает директор некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия» Елена Неволина. Обычный ритейл оттягивает от аптек и покупателей медицинских изделий: для их реализации не нужна лицензия. А так как ценовая конкуренция сейчас главная, лучшую цену на все товары покупатель и вовсе находит в интернет-магазине, сокрушается Неволина.


Хотя маржа нелекарственного ассортимента выше в 2 раза, А5 делает ставку на развитие аптек-дискаунтеров с акцентом на продажи лекарств, говорит Гусев. Наращивание нелекарственного ассортимента и развитие аптек с открытой выкладкой показали свою неэффективность, объясняет он: потребитель не готов идти в аптеку как в супермаркет за чем-то, кроме лекарств. Общий тренд на розничном рынке сейчас таков: доля косметики и парафармацевтики в сетях снижается, доля лекарств растет, резюмирует Тарасов из группы «Роста».


По собственному рецепту


Среди антикризисных направлений, выбранных крупнейшими игроками рынка, Древаль отмечает оптимизацию ассортимента через создание собственных торговых марок (СТМ). Группа «Роста» считает это направление перспективным, говорит Тарасов: развитие СТМ позволит предложить покупателю привлекательные цены и увеличить лояльность к сети. Пока в аптеках сети собственные марки представлены в нелекарственных сегментах, но в течение года-двух компания будет готова выйти с СТМ и в лекарственных препаратах, делится он планами, отмечая, что о деталях пока говорить рано.


Маркетинг поможет


Крупные игроки стали внедрять на аптечном рынке все те инструменты, которые использует в работе продуктовая розница: бонусы за объем, плату за маркетинговые услуги – в виде процента от оборота, т. е. производитель вынужден заплатить за вход на аптечную полку, рассказывает Неволина еще об одном способе повысить доходность. В большинстве сетей мы видим именно такой товар, уверена она. По ее оценке, сейчас аптечные сети получают 3–5% выручки за счет таких доплат от производителей. Другие эксперты, производители и сами аптеки не стали комментировать размер маркетинговых платежей в выручке. Производители меньше платят за закрытую выкладку в дискаунтерах, при этом бонусы за объем основного лекарственного ассортимента частично это компенсируют, говорит Гусев, но цифр не называет.


В результате потребитель получает повышенную цену, в которую заложены затраты на «вход в аптеку», и, кроме того, ограниченный выбор, потому что сотрудник аптеки ориентирован в первую очередь на продажу тех средств, за которые доплатил производитель, перечисляет Неволина минусы такого взаимодействия с производителями. Тарасов с этим мнением не согласен: часть дополнительной доходности, полученной за счет маркетингового сотрудничества с производителями, «Роста» «транслирует на рынок», предлагая покупателям более низкие цены, объясняет он.


В любом случае по части платежей от производителей аптекам очень далеко до ситуации в других розничных сегментах, уверен Тарасов. «Бонусы, как в свое время говорил Лев Аронович Хасис (с 2006 до 2011 г. возглавлявший X5 Retail Group. – «Ведомости»), придумали не ритейлеры, а производители как инструмент в борьбе за полку. Пока это не влияет на конкуренцию, проблемы нет», – считает Тарасов. Фармацевтический рынок – один из самых конкурентных в российской экономике: в стране около 50 000 аптек и это даже слишком много – отрасль надо как-то регулировать, чтобы дать развиваться ее игрокам, добавляет он.


Услуги по системе


Большинство аптек в мире выбирают другой путь, чтобы увеличить выручку: они развивают дополнительные услуги, замечает Неволина. Их список очень широк, рассказывает председатель правления Московского фармацевтического общества Роза Ягудина.


Исследование, проведенное Международной федерацией фармацевтов (FIP; в этом исследовании принимало участие Московское фармацевтическое общество) в 71 стране мира, позволило составить своеобразный рейтинг таких услуг. Так, 76% попавших в выборку аптек изготавливают лекарства по индивидуальным рецептам – например, для пожилых людей или детей, которые не могут принимать промышленные препараты из-за дозировки или непереносимости компонентов. 63% аптек занимаются сбором лекарств для последующей утилизации, 52% оказывают консультационные услуги, 51% отслеживают ход лекарственной терапии, 49% готовят индивидуальные схемы лечения, 39% проводят вакцинацию и делают другие инъекции (например, эти услуги оказывает более двух третей аптек в США и Канаде), 33% выписывают рецепты (по большей части в сотрудничестве с другими специалистами, но иногда и самостоятельно, например, в Швейцарии врач может делегировать эти полномочия провизорам), 13% создают программы по ведению больных с хроническими заболеваниями (астма, диабет и т. д.).


Стоимость подобных услуг невысока по меркам тех стран, где они оказываются. Например, в Германии, по данным FIP, консультация провизора по подбору препаратов обойдется из расчета 8 евро за каждую упаковку. А прививка от гриппа (сама инъекция) в аптеках Португалии стоит немногим более 2 евро.


Диагностические услуги оказывают 40% аптек в мире. Есть аптеки, которые готовы оказать первую помощь (38%) и помощь на дому (25%), вытекает из исследования.


В большинстве стран и отраслевые эксперты, и власти соглашаются с тем, что фармацевтический работник должен быть первым звеном в системе здравоохранения, и работают над этим, отмечает Ягудина. В некоторых странах, например в Ирландии и Португалии, аптеки бесплатно дают консультации, а государство компенсирует им расходы.


Кроме того, аптеки активно ведут борьбу за здоровый образ жизни. Например, в Великобритании посетители аптек могут получить советы по борьбе с лишним весом или курением, рассказывает Неволина.


В России все это тоже было бы востребовано: очевидно, что населению не хватает элементарных медицинских услуг, например по вакцинации, считает она.


Аптеки вполне могли бы получить лицензию на медицинскую деятельность и проводить простейшие манипуляции, объясняет Неволина, но, чтобы решить вопрос, требуется внести изменения в законодательство. Не меняя законы, можно установить в аптеках диагностические аппараты. Помимо уже привычного измерения артериального давления аптеки начинают предлагать другие методы диагностики, врачебные консультации, в том числе консультации офтальмолога, открывают уголки косметолога. Кое-где можно найти даже аппараты по чтению по руке, говорит Древаль.


Есть примеры и более сложной диагностики. Например, в одном из предприятий сети «Аптеки 245» в Тольятти установлен аппарат для денситометрии – измерения плотности костей с помощью ультразвука. Это исследование, как и другие подобные услуги, не заменяет прием специалиста, но хотя бы позволяет понять, что пора его посетить, говорит Неволина.


«Роста» тестирует в своих аптеках разные медицинские услуги, рассказывает Тарасов. «Мы видим на примере других рынков, что это пользуется спросом, и начинаем думать о системном развитии в этом направлении», – говорит он, но услуги назвать отказывается.


Развитие медицинских услуг привлекает потребителей и обеспечивает их лояльность, рассуждает Неволина.


За помощью – к государству


Сегодня наиболее эффективна та аптека, которая продает готовые лекарства и сопутствующие товары, а не та, которая обслуживает бесплатные рецепты, например для онкологических больных, и изготавливает лекарства, т. е. удовлетворяет спрос всех слоев населения, сокрушается Неволина.


Пока нормативная база создает для такой аптеки только дополнительные проблемы, отмечает она. И вспоминает, как в своем выступлении на прошедшем недавно заседании открытого правительства начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы Тимофей Нижегородцев пошутил: если судить по нормативным требованиям, эти аптеки находятся в столь опасном положении, что их остается только обнести рвом, который наркоманы будут штурмовать, как орки.


Чтобы обеспечить гарантии населению, государству необходимо создать условия, при которых аптека сама была бы заинтересована изготавливать некоторые препараты и работать, например, с препаратами строгой отчетности, считает Неволина. Она напоминает, что оказывающие все эти услуги государственные аптеки, работающие в 83 регионах России, никаких преференций не получают.



Аптека Рецепты здоровья отзывы


Аптека Рецепты здоровья предлагает большой ассортимент лекарственных препаратов, товаров медицинского назначения украинского и зарубежного производителей. Аптека Рецепты здоровья - это оптимальные цены, высокий уровень сервиса и широкий ассортимент товаров для всей семьи. Здесь можно приобрести лекарственные средства и косметику со скидками, а также получить качественную и квалифицорованную помощь фармацевтов. Время работы: с 08.00 до 22.00, без выходных. Подробнее о Аптека Рецепты здоровья »



Рецепт рецепту рознь


Правильный отпуск рецептурных препаратов продолжает оставаться одной из самых актуальных тем для аптечных работников. Особенный интерес она вызвала после вступления в силу новых нормативных актов в 2013 году. Понять, требовать от посетителя аптеки рецепт или нет, очень просто: достаточно прочитать информацию на упаковке. В настоящее время ответственность за условия отпуска большинства препаратов несет производитель.


Законные тонкости


Рецепт — письменное обращение медицинского работника к фармацевту (провизору) об отпуске или изготовлении лекарственного препарата. Это медицинский, юридический, а в случае льготного отпуска — и финансовый документ. Порядок оформления рецептов изложен в Приказе МЗ РФ от 20.12.12 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения». Существует несколько форм рецептурных бланков для выписывания различных групп ЛП.


1. Форма №107/у-НП «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство или психотропное вещество», утвержденная Приказом МЗ РФ № 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» от 01.08.12. Срок действия рецепта составляет 5­ дней, в аптеке он хранится в течение 10 лет.


2. Форма № 148-1/у-88 предназначена для выписывания психотропных веществ, сильнодействующих препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, этилового спирта, анаболических стероидов, некоторых субстанций, а также некоторых препаратов, содержащих малые количества наркотических и психотропных веществ (например, кодеинсодержащих). Такой рецепт действителен в течение 10 дней с даты выписки и остается в аптеке. При отпуске препарата на обратной стороне рецепта необходимо написать торговое наименование с указанием дозы и количества, а также дату отпуска. На психотропные вещества, включенные в соответствующий перечень, рецепты хранят 10 лет, на все остальные — 3 года.


3. Форма № 148-1/у-04(л) и -06(л) для выписывания ЛП бесплатно или со скидкой. Рецепт выписывается в 3 экземплярах: один вкладывается в амбулаторную карту больного, остальные сдаются в аптеку. Срок действия рецепта может составлять от 5 дней до 3 месяцев. В аптеке рецепт хранится в течение 5 лет.


4. Форма №107/1-1 предназначена для выписывания всех остальных ЛП. На этом бланке врач может выписывать как рецептурные, так и безрецептурные препараты. Срок действия рецепта составляет 2 месяца, в аптеке его не хранят. Срок действия рецепта может составлять и год, если ЛС выписано для лечения хронического заболевания. Тогда на бланке ставится надпись «хроническому больному», заверенная подписью и печатью врача, и указывается периодичность отпуска ЛС. В этом случае фармацевт на обратной стороне рецепта ставит дату отпуска, название, количество и дозу ЛС.


Все рецептурные бланки должны иметь следующие реквизиты:


штамп лечебного учреждения с указанием названия, адреса и телефона. У некоторых учреждений эта информация может быть отпечатана на бланке типографским способом, что исключает необходимость штампа;


дату выписки рецепта;


ФИО врача и больного полностью. Обратите внимание! Если в рецепте указана фамилия и инициалы, то рецепт является недействительным;


название ЛП на латинском языке с указанием лекарственной формы, дозировки, количества. ЛП должен быть выписан по международному непатентованному названию (МНН) либо по группировочному названию. Если в рецепте указано торговое название, его считают неправильно оформленным. Исключение составляют препараты, назначенные по решению врачебной комиссии (на обратной стороне рецепта будет соответствующая печать), или если препарат не имеет МНН или группировочного названия. Чтобы в этом разобраться, достаточно заглянуть в инструкцию;


Некоторые врачи в своем стремлении правильно выписать ЛП в соответствии с действующим приказом, не найдя МНН, пытаются выписать лекарство по химическому названию. При этом совершают много ошибок, и опознать препарат становится практически невозможно. МНН и химическое название — не одно и то же, рецепт на ЛП, выписанный по химическому наименованию, недействителен.


способ применения, указанный на русском (или на русском и национальном) языке;


подпись и личную печать врача.


Важно отметить, что рецептурные бланки, утвержденные Приказом № 110 от 2007 г. с нового года являются недействительными, аптека вправе принимать только бланки, утвержденные Приказом № 1175н от 20.12.12 г. Все эти требования должны соблюдаться особенно тщательно, если рецепт остается в аптеке. Несоблюдение правил отпуска лекарственных средств — это грубое нарушение, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на ИП или должностное лицо в размере от 4 до 5 тысяч рублей; на юридическое лицо — от 40 до 50 тысяч рублей. При этом деятельность ИП или ЮЛ может быть приостановлена на срок до 90 суток.


Подобные прецеденты разбираются исключительно в суде, а от обвиняемого суд ожидает письменных пояснений его позиции. Судебное рассмотрение более объективно и беспристрастно, чем рассмотрение в административном органе. Привлекайте юриста, который сможет грамотно пояснить позицию аптеки для судебного разбирательства.


Спасти положение


Если суд счел процедуру проверки законной и подтвердил нарушение, аптека может попросить ограничиться устным замечанием ввиду малозначительности нарушения. Причем, поскольку это сугубо оценочная категория, сложно дать конкретные рекомендации. Мы просто приведем примеры, которые помогли аптеке отстоять свою позицию в суде:


• покупатель, не имевший рецепта, был болен, и сотрудник не смог отказать ему, но предупредил о том, что препарат должен применяться только по назначению врача;


• отпущенный препарат в силу своих свойств не мог причинить существенного вреда здоровью покупателя (например, антибиотик широкого спектра действия);


• превышение нормы отпуска кодеинсодержащего препарата составило всего одну упаковку, произошло в дневное время, а покупатель не производил впечатления наркозависимого;


• согласно отчетам по товару, суммарные продажи кодеинсодержащих препаратов в аптеке были незначительны, не более 1 упаковки в день, и нарушение не носило систематического характера;








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий