пятница, 27 мая 2016 г.

Бесплатные рефераты чернышевский что делатьтолько точно информацию





Сочинение: Чернышевский н. г. - Мое мнение о романе н. г. чернышевского что делать


Чернышевский н. г. — Мое мнение о романе н. г. чернышевского что делать


Роман Чернышевского “Что делать?” стал истинным манифестом российской революции. Написанный в тюрьме, он был (благодаря халатности цензоров) напечатан Некрасовым в “Современнике”. Что же привлекало и привлекает в романе прогрессивно мыслящих людей?


Чернышевский вывел в своем произведении как бы русского Оуэна в юбке. Его Вера Павловна пытается создать в условиях феодально-капиталистического общества социалистическую мастерскую, в которой сами работницы определяют условия труда и жизни. Впрочем, в подробнейших описаниях мастерской и особенно в четвертом сне Веры Павловны проявилась вся незрелость материализма Чернышевского, его склонность к идеалистическому социализму. Действительно, он пытается обрисовать абсолютно идеальный строй — не то что идеальные общественные отношения, но сам идеальный образ жизни. Ему кажется, что достаточно умозрительно построить некую утопию, и вся дальнейшая эволюция человечества сведется к достижению оной. Впрочем, к несомненным заслугам Чернышевского следует отнести оставленное им право для “чудаков” жить так, как им нравится. В той части, где Чернышевский не пытается точно описать детали будущего строя, ему удалось построить вполне цельное здание социализма, где сами работающие распоряжаются средствами производства.


Однако роман “Что делать?” состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего (то есть, современного Чернышевскому). Чего стоит хотя бы такое замечание о людях, делающих зло лишь по необходимости как-то жить. Эти люди будут творить добро, если зло перестанет быть выгодным. Читатель без всякого труда совершает в своем сознании следующий шаг — шаг к пониманию социальной природы всякого зла.


Но помимо описаний настоящего и будущего в романе есть еще образы людей будущего. Скажем, вся жизнь Лопухова есть готовность принести себя в жертву за счастье близких людей. Хотя за его жертвоприношениями нет ни тени “геройства”, он такой же эгоист (читай: материалист), как и Кирсанов, и Вера Павловна. Но Чернышевский считает их обыкновенными представителями нового человечества. И, чтобы подчеркнуть эту их обычность, он вводит в роман образ Рахметова. Вот это — действительно служитель идеи, ограничивший себя строгими правилами. Как ригорист, он хочет доказать, что добивается свободы лишь по убеждению, а не во имя удовлетворения своих страстей. Он заслуживает, пожалуй, преклонения; впрочем, я склонен полагать, что преклонение было бы ему противно.


Таковы новые люди, к которым Чернышевский “к сожалению, не принадлежит”. “Безнравственно” — изрекает некий “проницательный” ханжа. Молодец, порадуй еще словечком”, — хвалит его автор. Ему плевать на мораль и нравственность, придуманные для закабаления личности. Он признает лишь одну мораль — мораль свободы, и лишь одну нравственность — нравственность равенства.


Кстати, раз уж мы вспомнили о “проницательном читателе”, надо поговорить о достоинствах романа, которые он имеет в художественном плане.


Роман читается очень легко, а простота восприятия, несомненно, есть одна из главнейших ценностей художественного произведения. Между прочим, следует обратить внимание на интереснейший факт: в романе практически отсутствуют выражения, устаревшие за последние сто двадцать пять лет.


Блестящее издевательство над “проницательным читателем” продолжается на протяжении всего повествования. Несчастному тычат в нос сюжетными штампами, забивают рот салфеткою, изгоняют вон. Мало того, его изнуряют глубиною безнравственности героев и автора,… а в результате сложная смесь психологического романа и революционной программы, каковой является “Что делать?”.


Вообще роман написан с большим талантом и редкой хитростью. Только дурак не сможет понять истинный смысл романа: однако же царские цензоры были как раз дураками. И Чернышевский знал это лучше многих других. Он оказался прав. “Что делать?” был пропущен цензурой и отлично понят читателями журнала “Современник”.



Реферат Чернышевский. Что делать


Текст реферата Чернышевский. Что делать


Чернышевский. Н. Г.


Чернышевский, Николай Гаврилович (12(24).VII.1828, Саратов


17(29).Х.1889, там же) экономист, ф илософ, публицист, литературный


критик, прозаик. Революционный демократ. Родился в семье священника.


До 12 лет воспитывался и учился дома, под рук о водством отца,


отличавшегося многосторонней образованностью, и в тесном общении с


родственной семьей Пыпиных (двоюродный брат Чернышевского А. Н. Пыпин


стал известным историком л и тературы).


По собственному признанию, "сделался библиофагом, пож и рателем книг


очень рано. " (Поли. собр. соч. Т. 1.С. 632; далее указываются том и


страница). В 1812-1845 гг. Ч. учился в Сарато в ской семинарии, где


ему прочили блестящую духовную карьеру (с о чинения Ч. хранились в


семинарской библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под


наблюдением профессора Г. С. Сабл у кова написал "Обзор


топографических названий в Саратовской г у бернии татарского


происхождения"). Однако духовное поприще не влекло Ч. и, не закончив


семинарию, он поступил в 1846 г. на отд е ление общей словесности


философского факультета Петербургского университета, где занимался


славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил "Опыт


словаря из Ипатьевской лет о писи"); теорией словесности у профессора


А. В. Никитенко (нап и сал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина");


всеобщей историей; физикой (долго работал над проектом вечного


двигателя) и др. Но академические занятия составляли лишь часть


интересов Ч. все б о лее склонявшихся в сторону политики (он


пристально следил за р е волюционными событиями в Западной Европе 1848


1849 гг.), ф и лософских и экономических учений (А. СенСимон, Ш.


Фурье, Л. Фейербах и др.) После ареста петрашевцев в 1849 г. он


отметил в дневнике, что "сам никогда бы не усомнился бы вмешаться в.


их общество и со временем, конечно вмешался бы" (1, 274). В круг др у


зей Ч. входила М. Л. Михайлов, петрашевец А. В. Ханыков, И. И.


Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого собир а лась


радикально. настроенная молодежь). За годы учебы в универс и тете


(1846-1850) были выработаны основы мировоззрения. Сложи в шееся в 1850


г. убеждение в необходимости революции в России с о четалось с


трезвостью исторического мышления: "Вот мой образ мысли о России:


неодолимое ожидание близкой революции и жажда ее, хоть я и знаю что


долго, может быть, весьма долго, из этого н и чего не выйдет хорошего,



Datalife Engine Demo


автор: LOL | 11-03-2011, 11:21 | Просмотров: 832


Чернышевский Николай Гаврилович (1828 - 1889), прозаик, философ.


Родился 12 июля (24 июля н. с.) в Саратове в семье священника. Учился дома под руководством отца, многосторонне образованного человека. Четырнадцати лет (1842) поступил в Саратовскую духовную семинарию, время пребывания в которой использовал в основном для самообразования: изучал языки, историю, географию, теорию словесности, русскую грамматику. Не закончив семинарию, в 1846 поступил в Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.


За годы учебы в университете (1846 - 50) были выработаны основы мировоззрения, сложилось убеждение в необходимости революции в России. Чернышевский сознательно готовил себя к революционной деятельности: ". я стал по убеждениям в конечной цели человечества решительно партизаном социалистов и коммунистов и крайних республиканцев. " В университете делает первые попытки писать художественные произведения. После окончания университета и кратковременной работы в качестве преподавателя в кадетском корпусе получает назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 приступает к работе. "Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгой. ", - пишет он в 1853 году. На занятиях он внушает молодежи мысли о необходимости отмены крепостного права, введения политических свобод и др.


В Саратове женится на дочери Васильева, Ольге Сократовне, в лице которой нашел единомышленницу.


В 1853 переезжает в Петербург, сначала сотрудничает в "Отечественных записках", но переходит в журнал "Современник", познакомившись с Н. Некрасовым, который оценил революционные взгляды молодого критика и его широкую образованность. Одна за другой появляются в журнале его критические статьи. Параллельно с работой Чернышевский готовится к защите магической диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", которая в среде университетских чиновников была воспринята как революционное выступление. Либеральные идеологи выступили в журналах с критикой материалистической эстетики Чернышевского. Диссертация была утверждена только через три с половиной года.


В начале 1860-х общественная борьба в России обострилась. Чернышевский возглавил борьбу революционной демократии за подлинное освобождение народа. Объясняя грабительскую сущность реформы 1861, он утверждал, что только крестьянская революция может принести народу политические права и экономическое освобождение. Ближайшим его соратником стал Добролюбов, которого Чернышевский в 1856 привлек в "Современник", передав ему в дальнейшем руководство отделом критики, а сам сосредоточился на политической, экономической и философской темах.


Прекрасный конспиратор, он тщательно скрывал свою связь с революционными кружками. Однако он был слишком опасным врагом самодержавия, чтобы достаточным предлогом для ареста послужила переписка Герцена в одном письме Серно-Соловьевичу (единомышленнику Чернышевского) о готовности вместе с Чернышевским издавать "Современник" за границей.


7 июля 1862 был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Следствие продолжалось около полутора лет. В виде протеста против незаконных действий следствия провел девятидневную голодовку. Вместе с тем продолжал работать в тюрьме: в каземате крепости написал роман "Что делать?" (1863), повесть "Алферьев" (не закончена), ряд мелких рассказов (1864), сделал переводы нескольких исторических и литературных трудов.


19 мая состоялась церемония "гражданской казни" Чернышевского, целью которой было унизить его, предать публичному позору, но "казнь" превратилась в демонстрацию любви и преданности революционно настроенной молодежи своему учителю. Под конвоем он был отправлен в Сибирь. Каторгу отбывал в Кадаинском руднике и Александровском заводе, затем переведен в Вилюйск. В Сибири написал роман "Пролог".


Только в 1883 http://russia. rin. ru/cgi-bin/guide. pl? id=4559 Александр III после неоднократных обращений ряда организаций и известных деятелей культуры разрешил его переезд в Астрахань. Резкая перемена климата сказалась на его здоровье, но он работает, появляются его статьи и переводы.


В 1889 Чернышевскому было разрешено вернуться в родной Саратов. Через пять месяцев после возвращения 17 октября (29 н. с.) 1889 Чернышевский скончался.



Николай Гаврилович Чернышевский


Перевезенцев С. В.


Николай Гаврилович Чернышевский — писатель, литературный критик, философ, публицист революционно-демократического направления. Он родился в Саратове 12 июля 1828 года в семье потомственного священника. Первоначальное образование получил от отца, начитанного и знавшего древнегреческий, латинский и французский языки. В 1842 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. Но, не закончив семинарского курса, в 1846 г. Чернышевский покинул Саратов, уехал в Петербург и поступил на историко-филологический факультет столичного университета.


В годы учебы он знакомится с социалистическими учениями, философией Гегеля. Но наибольшее влияние на формирование его мировоззрения оказывают работы немецкого философа-материалиста Л. Фейербаха, а также критические работы русских мыслителей В. Белинского и А. Герцена. Поэтому на смену религиозности Чернышевского постепенно приходят атеизм и материализм, революционные убеждения.


После окончания университета в 1851 году Чернышевский возвратился в Саратов и начал преподавать словесность в местной гимназии. В 1853 году, после женитьбы, он переехал в Петербург и начал работать над диссертацией "Эстетические отношения искусства к действительности". Вскоре он познакомился с Н. А. Некрасовым и стал сотрудником журнала "Современник".


В 1855 году была опубликована и защищена в публичном диспуте диссертация, выдержанная в материалистическом духе, но магистерскую степень из-за разных проволочек, Чернышевский получил только в 1858 году. В 1855 — 1856 гг. Чернышевский напечатал в "Современнике" одно из своих наиболее известных критических произведений "Очерки гоголевского периода русской литературы". Большое внимание здесь он уделил философии и развитию тезиса о том, что сила человека зависит от знания действительности: только действуя в соответствии с познанными законами окружающего мира, человек может добиться его улучшения. В июне 1859 года Чернышевский тайно побывал в Лондоне у А. И. Герцена, с которым обсудил вопросы, связанные с развитием освободительного движения в России. В это время у него, в условиях сложившейся в стране революционной ситуации, формируется концепция российского пути к социализму минуя капитализм.


В июле 1862 года Чернышевский был арестован за связи с антиправительственной эмиграцией, а также по подозрению в революционной пропаганде и отправлен в Петропавловскую крепость. Здесь им был написан (и пропущен цензурой!) роман "Что делать?", ставший настольной книгой революционно настроенной молодежи. В 1864 году Чернышевский был осужден на семь лет каторги с последующим поселением в Сибири. Перед отправкой на каторгу, 19 мая 1864 года, Чернышевский был подвергнут публичной "гражданской казни" — на Мытнинской площади в Петербурге его приковали цепями к позорному столбу на эшафоте и сломали над головой шпагу, что означало лишение всех прав гражданского состояния. Однако акта общественного осуждения не получилось, на эшафот даже бросали цветы.


Годы каторги Чернышевский провел на Кадаинском рудника, а после окончания срока каторги был препровожден в Вилюйский острог. В 1874 году Николаю Гавриловичу было обещано освобождение, если он подаст прошение о помиловании, но он отказался. Революционеры-народники Г. А. Лопатин и И. Н. Мышкин предприняли попытки вызволить своего идейного отца из Сибири, но потерпели неудачу. Летом 1883 года состоялись переговоры между правительством и представителями остатков "Народной воли" при посредничестве журналиста Н. Я. Николадзе. Стороны пришли к соглашению: правительство обязалось вернуть Чернышевского из Сибири в обмен на обещание народовольцев отказаться от террора на время коронации Александра III. Вскоре Чернышевский был переведен из Вилюйска на жительство в Астрахань под надзор полиции, а в 1889 г. по просьбе сына, ему разрешили переехать в Саратов. После возвращения из Сибири уже тяжело больной Чернышевский занимался литературным трудом, подготовил к переизданию свою диссертацию, занимался переводами.


Основными философскими работами Н. Г. Чернышевского являются сочинения "Антропологический принцип в философии", "Эстетическое отношение искусства к действительности", "Очерки гоголевского периода русской литературы", а также отдельные письма.


Как философ, Н. Г. Чернышевский принадлежал к тому течению русской мысли, сторонники которого были материалистами. Именно материализм Чернышевский называл "научным мировоззрением" и утверждал: "То, что существует — материя. Материя имеет качества, проявление качеств — это силы. То, что мы называем законами природы, — это способы действия сил". Будучи материалистом, Чернышевский признавал единство материального мира: "Спрашивается, в чем же состоит одинаковость между материальными предметами. Естествознание отвечает: одинаковость между ними состоит в том, что они материальны".


Единство, цельность мира наиболее необходимо определяет и цельность человека во всех проявлениях его жизни. Неслучайно одна из его важнейших работ носит название "Антропологический принцип в философии" (1860 г.). "Антропологическим принципом" Чернышевский называл именно материализм, ибо по цензурным соображением само употребление понятия "материализм" было невозможно. Под "антропологическим принципом" Чернышевский понимает концепцию человека как единого организма, обладающего при этом "духовным" измерением. Все психические явления определяются физической организацией человека и подчиняются природным законам. Одним из законов природы, которому подчиняется человек, является закон причинности. В этом отношении Чернышевский был сторонником идеи необходимости, как управляющей силой природы, и отрицал теорию свободы воли.


В основе деятельности человека, по убеждению русского мыслителя, лежит принцип разумного эгоизма, в зависимости от которого человек осуществляет собственные поступки. Таким образом, человек стремится в своей деятельности к реализации собственной выгоды и удовольствия.


В своих поздних сочинениях Чернышевский сформулировал три основных положения материализма: 1) в мире не существует ничего сверхъестественного и сверхприродного; 2) все человеческие "силы" и проявления (включая духовно-мыслительные процессы) являются свойствами и функциями материи; 3) источником знания является опыт, эмпирическое знание, а не вера или чистый разум.


Материалистическое учение, признание единства законов развития природы, общества и человека, Чернышевский считал естественным и закономерным создание и нового человеческого общества, основанного на социалистических принципах устройства. Уже говорилось, что Чернышевский признавал возможность построения социализма в России, минуя капитализм. Этот путь мыслился возможным благодаря сохранившейся в России крестьянской общине, которая несмотря на наличие многих архаичных черт, могла бы стать основой для преобразования общества на началах, исключающих частную собственность и эксплуатацию. Но сама Россия, по мнению Чернышевского, пройти этот путь пока не в силах. Ей для этого нужна будет поддержка передовых, уже пришедших к социализму соседей на Западе. Чернышевский не разделял иногда высказываемого Герценом пессимизма относительно скорых перспектив социалистической революции в Европе и считал, что если даже Россия начнет первой, ей не придется слишком долго ждать помощи.


Чернышевский был также менее терпим к либералам, считая, что реформы, на которые те уповали при преобразовании общества, могут быть только полумерами. Но Николай Гаврилович был далек и от экстремизма, призывал готовить военно-крестьянскую революцию тщательно, отдавал себе отчет, что в пламени восстания будет гореть не только то, что отжило, но и значительная часть живого общественного богатства, и тем большая, чем стихийнее будет выступление.


Идеальный образ будущего общества представлен Н. Г. Чернышевским в его романе "Что делать?", недаром эта книга стала истинной библией русских революционеров и нигилистов во второй половине XIX в


Информация о реферате «Николай Гаврилович Чернышевский»








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий